Сайт о рекламе, экономике, событиях
Стимулом для появления экспрессионизма в русском театре стало само время.
История театрального экспрессионизма. Экспозиция, посвященная этому направлению, открылась в Шереметевском дворце.
В масштабную выставку под названием «Земля дыбом» вошли эскизы декораций, фотографии, костюмы, макеты, и документы. Но особенно точно дух того времени передает документальная кинохроника. Как выглядит «Земля дыбом», увидела корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Виктория Демина.
Тревога и отчаяние через костюмы, декорации и музыку. На этом языке со зрителем говорит театральный экспрессионизм. Направление в искусстве вдохновило многих режиссеров и композиторов в 20-30-е годы прошлого века, сегодня — создателей выставки «Земля дыбом».
Чтобы собрать экспозицию, кураторы окунулись в прессу прошлого столетия, изучили рецензии на спектакли и пытались найти те самые маячки стиля. Одними из самых показательных стали эскизы декораций ленинградских художников Владимира Дмитриева и Моисея Левина.
ЕЛЕНА ГРУШВИЦКАЯ,старший научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства, куратор выставки «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма»: «Это стенд, посвященный Левину, это те работы, которые не были осуществлены. Это «Человек, который смеется» по Гюго. Судя по тому, что эскизов у нас много, думаю, что предполагалась большая постановка».
Первая мировая война, революция. Стимулом для появления экспрессионизма в русском театре стало само время. Среди предвестников — Казимир Малевич. Он писал для театра эскизы костюмов и декорации. в которых, кстати, был и набросок на тот момент еще не написанного «Черного квадрата». Читаются черты экспрессионизма и у художника Николая Калмакова, писавшего декорации для театра Комиссаржевской.
ОЛЬГА КРАЕВА,куратор выставки «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма»: «Тема смерти уже появлялась и была значимой. Сочетание красного и черного, красного и зеленого тоже потом ярко проявится в экспрессионизме. Эти цвета вызывают у зрителей тревогу, помогают создать нужное настроение».
Вдохновился направлением, пришедшим в Россию из Германии, и гениальный Дмитрий Шостакович. Композитор написал несколько опер и стал ключевой для советского экспрессионизма фигурой.
ВИКТОРИЯ ДЕМИНА,корреспондент: «Считается, что конец театральному экспрессионизму пришел после статьи в газете «Правда». Она была посвящена опере Шостаковича «Леди Макбет», вышла в 1946 году и называлась «Сумбур вместо музыки». Композитора обвинили в том, что он прошел мимо требований советской культуры. Оперу изъяли из репертуара всех театров страны».
На советской сцене хотели видеть классический театр. Устал от настроения безнадежности и театральный зритель. Экспрессионизм как течение в советской России прекратил существовать. А вот его отголоски до сих пор раздаются уже в современных постановках.
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2024 Advert Journal Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации