Воскресенье, 22 сентября 2019   Подписка на обновления
Воскресенье, 22 сентября 2019   Подписка на обновления
Популярно
20:02, 10 июля 2019

Когда земля встает на дыбы. В Петербурге открылась выставка, посвященная русскому театральному экспрессионизму


Когда земля встает на дыбы. В Петербурге открылась выставка, посвященная русскому театральному экспрессионизму

Стимулом для появления экспрессионизма в русском театре стало само время.

История театрального экспрессионизма. Экспозиция, посвященная этому направлению, открылась в Шереметевском дворце.

В масштабную выставку под названием «Земля дыбом» вошли эскизы декораций, фотографии, костюмы, макеты, и документы. Но особенно точно дух того времени передает документальная кинохроника. Как выглядит «Земля дыбом», увидела корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Виктория Демина.

Тревога и отчаяние через костюмы, декорации и музыку. На этом языке со зрителем говорит театральный экспрессионизм. Направление в искусстве вдохновило многих режиссеров и композиторов в 20-30-е годы прошлого века, сегодня — создателей выставки «Земля дыбом». 

Чтобы собрать экспозицию, кураторы окунулись в прессу прошлого столетия, изучили рецензии на спектакли и пытались найти те самые маячки стиля. Одними из самых показательных стали эскизы декораций ленинградских художников Владимира Дмитриева и Моисея Левина. 

ЕЛЕНА ГРУШВИЦКАЯ,старший научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства, куратор выставки «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма»:
«Это стенд, посвященный Левину, это те работы, которые не были осуществлены. Это «Человек, который смеется» по Гюго. Судя по тому, что эскизов у нас много, думаю, что предполагалась большая постановка».

Первая мировая война, революция. Стимулом для появления экспрессионизма в русском театре стало само время. Среди предвестников — Казимир Малевич. Он писал для театра эскизы костюмов и декорации. в которых, кстати, был и набросок на тот момент еще не написанного «Черного квадрата». Читаются черты экспрессионизма и у художника Николая Калмакова, писавшего декорации для театра Комиссаржевской. 

ОЛЬГА КРАЕВА,куратор выставки «Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма»:
«Тема смерти уже появлялась и была значимой. Сочетание красного и черного, красного и зеленого тоже потом ярко проявится в экспрессионизме. Эти цвета вызывают у зрителей тревогу, помогают создать нужное настроение».

Вдохновился направлением, пришедшим в Россию из Германии, и гениальный Дмитрий Шостакович. Композитор написал несколько опер и стал ключевой для советского экспрессионизма фигурой. 

ВИКТОРИЯ ДЕМИНА,корреспондент:
«Считается, что конец театральному экспрессионизму пришел после статьи в газете «Правда». Она была посвящена опере Шостаковича «Леди Макбет», вышла в 1946 году и называлась «Сумбур вместо музыки». Композитора обвинили в том, что он прошел мимо требований советской культуры. Оперу изъяли из репертуара всех театров страны». 

На советской сцене хотели видеть классический театр. Устал от настроения безнадежности и театральный зритель. Экспрессионизм как течение в советской России прекратил существовать. А вот его отголоски до сих пор раздаются уже в современных постановках. 

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru