Суета вокруг украинской автокефалии выявила немало противоречий между режиссерами и статистами этой антицерковной революции.
Архиереи канонической Украинской Православной Церкви вызываются «для бесед» в СБУ. Представители радикальных группировок запугивают сотрудников епархиальных управлений. Школьников свозят на мероприятия «в поддержку томоса». Власти украинских областей призывают православных иерархов присоединиться к процессу укроавтокефализации. Судя по происходящему, порошенковский режим всерьез обеспокоен патовой ситуацией, сложившейся на околоцерковной шахматной доске.
Точнее, даже не патовой, ситуация куда сложнее. Православные отказываются играть по навязанным им правилам, вообще не сделав ни одного хода. Украинские власти и раскольники суетятся, двигая свои пешки вопреки не только правилам, но и здравому смыслу. Главные же организаторы этой партии играют неторопливо, делая рокировку, но отнюдь не стремятся «в бой». И уже даже далекому как от религиозной политики, так и от шахматных правил человеку ясно: что-то пошло не так. Но что именно? Давайте разбираться вместе.
Вялотекущий Фанар
Сентябрьская эйфория укроавтокефалистов давно позади, а между тем Константинопольский патриархат (Фанар) явно не собирается торопить события. Конечно, церковно-политическая гордыня патриарха Варфоломея не позволяет ему увидеть, что собственными действиями в отношении Православной Церкви на Украине он уже отделил себя и весь Константинопольский патриархат от Православия. Однако западные кураторы явно не принуждают его суетиться и вытворять такие беззакония, которые однозначно уронили бы «вселенского» патриарха в лице всех Поместных Церквей.
Так, до сих пор ни один из фанариотских архиереев не сослужил с украинскими раскольниками. В том числе и с, казалось бы, «амнистированными» патриархом Варфоломеем лжепатриархом Филаретом (гражданином Незалежной Михаилом Антоновичем Денисенко) и лжемитрополитом Макарием (Николаем Ивановичем Малетичем). Более того, представители Фанара уже заявили, что рассматривают того же Денисенко исключительно в качестве «бывшего митрополита Киевского», а уж никак не предстоятеля законной юрисдикции.
Между тем, тот же Малетич уже выступил с капризными заявлениями о своем недовольстве происходящим. Миноритарной секте «УАПЦ» явно не нравятся ни амбиции секты мажоритарной – так называемого «Киевского патриархата», ни недавние попытки украинских властей умастить Фанар, передав ему главный храм группировки Малетича – знаменитую киевскую Андреевскую церковь. В начале 1990-х этот шедевр барочной архитектуры XVIII века столь же незаконно был передан украинскими властями новоявленным раскольникам, так что удивляться очередному глумлению над святыней не приходится. Вывод же из ситуации один: в деле укроавтокефализации малочисленную секту «УАПЦ» никто всерьез не рассматривает. Ни светский режим, ни филаретовцы, ни Фанар.
Вообще, патриарх Варфоломей от затягивания процесса только выигрывает. С одной стороны, он уже продемонстрировал остро наточенные импланты, показав, что не считается ни с церковной историей, ни с каноническим правом. С другой стороны, сделал это так, что большинство Поместных Церквей заняли выжидательную позицию и пока не разорвали евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом – даже несмотря на произошедшую церковную революцию, о которой Телеканалу «Царьград» рассказал ведущий специалист по истории украинских расколов профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко:
По сути, произошла революция. Причем не только каноническая, а экклесиологическая (экклесиология – учение о Церкви, в том числе о ее границах – прим. ред.). Декларировано создание восточного аналога папства. Заявлено, что только Константинопольский патриарх является межцерковным арбитром, может вмешиваться в дела других Церквей, решать спорные вопросы, предоставлять автокефалию и так далее. По сути, тихой сапой то, что совершалось весь XX и в начале XXI века, подошло к логическому результату. И Украина – некий первый «пробный шар», на котором это «восточное папство» будет обкатываться.
Действительно, Фанар шел к этому около 100 лет, с момента крушения Российской империи, к которой сохранял пиетет в силу потоков московского финансирования. С тех пор, как эти потоки стали заокеанскими, Константинопольские патриархи прекратили играть в лицемерную любовь с русскими и начали открыто покушаться на права других Поместных Церквей. Но ради окончательного утверждения идеи восточного папизма ему явно не нужно поспешное предоставление томоса об «украинской автокефалии». Куда интереснее (и выгоднее!) сначала тянуть украинского кота за хвост, а потом рубить оный хвост по частям. Чем, собственно, сейчас и занимается патриарх Варфоломей с присными.
Маниакальная Банковая
Но есть и другой субъект укроавтокефализации: администрация пана Порошенко, находящаяся на киевской Банковой улице. Банковая как раз с точностью до наоборот делает все, чтобы ускорить этот антицерковный процесс. Так, как сама это понимает. Разумеется, позавчерашние комсомольцы из украинской глубинки, переобувшиеся в националистов, ровно ничего не смыслят в церковных делах. Едва ли они вообще могут отличить кадило от паникадила. Но в методах давления на верующих полностью копируют советскую номенклатуру. И в преддверии предстоящих в марте 2019 года президентских выборов делают все возможное и невозможное, чтобы довести начатое дело до конца.
В чем же политический смысл маниакального психоза Банковой? Все предельно просто, даже элементарно: пан Порошенко с очевидностью является аутсайдером президентской гонки. И набрать очки ему уже не помогут ни административный ресурс, ни телебачення. Поможет ли успешная реализация проекта «томос об автокефалии»? Едва ли. Но Порошенко явно хочется так думать. Хотя есть и другой, поистине инфернальный вариант сохранения президентского кресла. И связан он с тем, что если в стране обострится вооруженное противостояние, можно будет объявить чрезвычайное положение и выборы отменить вовсе. Как с горечью отмечает профессор Владислав Петрушко:
Людей, которые планируют эту акцию, абсолютно не заботит, что произойдет с Украиной и украинцами. Итогом этого может быть полномасштабная религиозная война. И думаю, тех, кто все это организует где-то далеко за океаном, последствия для Украины и украинцев совершенно не волнуют. И это особенно тревожно.
Но каким образом проще всего обострить гражданское противостояние не только в землях Донбасса, но по всей Юго-Западной Руси, ныне именуемой «Украиной»? Только в случае, если начнется активное отчуждение святынь (храмов и монастырей) у канонической Украинской Православной Церкви. Сторонники автокефализации уже неоднократно заявляли о том, что они будут всеми средствами добиваться передачи раскольникам Киево-Печерской и Почаевской лавр – главных святынь канонической Церкви. При этом, как отметил в интервью Телеканалу «Царьград» наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополит Владимир (Мороз):
Раскольники не раз грозились отнять у нас Лавру, но мы помним, как и турки, и татары грозились, и чем это для них закончилось. Пусть не забывают: чтобы захватить Лавру, нужно пролить реки крови. Святой Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде», мы же добавляем: «Бог и в силе, и в правде». Мы своего не отдадим. Возможно, они думают, что православные монахи – безвольные люди, забывая, что и монахи могут отстоять святыни, как это было с Троице-Сергиевой Лаврой в начале XVII века. Не говоря уже о том, сколько людей нас поддерживает сегодня – десятки тысяч звонков с поддержкой: только дайте нам знать, и мы придем на защиту.
«Мы своего не отдадим». Как нельзя, согласно Священному Писанию, бросать святыню псам. Однако Банковой и лично пану Порошенко подобное обострение только на руку. Другое дело, что никто, кроме некоторых региональных чиновников и псевдоправославных сектантов-националистов, киевский режим в этом рвении уже не поддерживает. А потому появляется надежда, что антицерковные процессы будут по меньшей мере приторможены.
Каноническая Церковь-исповедница
И в это же самое время мы видим, что последовательная позиция канонической Украинской Православной Церкви – это единственно возможный путь национального примирения. То, что именно она является единственным подлинным миротворцем, объединяющим единой евхаристической Чашей людей, порой смотрящих друг на друга через оптику прицела. И ее Предстоятель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий не только постоянно молится о возрождении мира в духовно окормляемых им землях, но и выступает с публичными обращениями по этому поводу, исполненными подлинно христианской любви:
Я бы хотел попросить всех украинцев и вообще всех людей, чтобы мы вспомнили, что мы есть дети одного Бога. Давайте поступать так, чтобы мы были ближе друг к другу.
Эти слова – лишь самое последнее по времени из обращений Блаженнейшего Владыки. Человека, прекрасно понимающего, что в настоящее время его Церковь находится в ситуации, очень близкой к богоборческим гонениям 1920-30-х годов. Именно поэтому она является не только Церковью-миротворицей, но и, в первую очередь, Церковью-исповедницей. Хранящей свою верность церковному единству, несмотря на поистине колоссальное давление власть предержащих.
«О мире всего мира, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех», – эта литургическая молитва соединяет всех православных христиан за каждой Божественной литургией. Но если еще недавно большинство из нас не вдумывались в эти строки, то сегодня о них нужно помнить каждодневно. И молиться о том, чтобы безумные авантюры светских политиков и одержимых жаждой власти раскольников не разрушили подлинного единства Православного мира. Единства, которое не может быть механическим, но должно утверждаться только верностью Слову Божию и Священному Преданию Православной Церкви. Вне которой не может быть никакой истины.