Суббота, 17 августа 2019   Подписка на обновления
Суббота, 17 августа 2019   Подписка на обновления
Популярно
0:38, 21 июня 2019

Война за здоровье: Последний бой с производителями продуктов питания


Война за здоровье: Последний бой с производителями продуктов питания

 
Фото: Максим Григорьев/ТАСС

В октябре планируется ввести новый ГОСТ на цветовую маркировку продуктов питания. Об этом сообщил Росстандарт. Нововведение хорошее и нужное, но и его пытаются торпедировать материально заинтересованные лоббисты

Автор:
Мельников Михаил

Хорошая реформа

На словах консерватизм является основой нынешней государственной идеологии России. На практике же всё обстоит иначе – мы живём в эпоху чудовищно интенсивного реформаторства. Нынешняя «консервативная» Госдума принимает куда больше законов, чем радикальная хасбулатовская в начале 1990-х.

Ещё более интенсивная работа по бескомпромиссному улучшению нашей жизни идёт уровнем ниже, в ведомствах – противоречащие друг другу правила, стандарты, требования, рекомендации и другие прекрасные подзаконные акты выпускаются по всем уголкам России ежедневно, если не ежечасно. Неудивительно, что мы привыкли с подозрением относиться к любым новациям, выискивать в них второй смысл и вычислять, кому они на самом деле выгодны.

Так вот, Росстандарт объявил о новации, которая должна существенно улучшить нашу жизнь и не содержит никакого второго дна. Речь идёт о цветовой маркировке пищевых продуктов по содержанию в них вредных веществ. Сами разработчики системы называют её «светофором». А вечные противники, производители и ритейлеры, объединились в непреклонном желании этот «светофор» разломать.

Война за здоровье: Последний бой с производителями продуктов питания

Фото: www.globallookpress.com

Добровольные полоски

Более года назад Роспотребнадзор утвердил рекомендации по цветовой маркировке продукции в зависимости от содержания вредных веществ. Разрабатывалась эта нехитрая идея, кстати, с 2016 года. «Мнений очень много, они все полярные. Документ до сих пор является достаточно спорным, принятие будет зависеть от того, насколько быстро мы достигнем компромисса между всеми участниками процесса», – сказала тогда ученый секретарь Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи Елена Смирнова. На самом деле ничего спорного нет – просто определённым силам очень выгодно кормить нас некачественной пищей.

Итак, более года шли переговоры, и сейчас они ещё далеки от завершения, раз до утверждения ГОСТа более четырёх месяцев, да и этот срок наверняка будет сдвинут. То есть сопротивление ведётся ожесточённое. И теперь самое время посмотреть, чему именно сопротивляются наши кормильцы.

«Светофор» – система наглядной демонстрации потребителю наличия потенциально вредных веществ в продукте. Сейчас речь идёт о четырёх таких веществах – поваренной соли, свободных сахарах, жирах и трансжирах. На упаковке будет четыре соответствующие им полоски, каждая – красного (превышение суточной нормы в 100 г), зелёного (незначительное содержание или отсутствие) или жёлтого (всё, что между) цвета. Вот и вся хитрость. Ввести это можно было уже в 2016 году, как только идея появилась на свет, тем более что в подготавливаемом ГОСТе речь идёт только о добровольной маркировке. Хочешь – помечай, хочешь – нет. Список товаров, на которых маркировка не ставится, ещё уточняется, но уже известно, что её не будет, например, на соли или сахаре – продуктах, полностью состоящих из «одной полоски». Также не будут маркировать развесные товары, потому что технически непонятно, как это сделать (хотя кто мешает нарисовать полоски на ценнике, хоть маркером?).

Война за здоровье: Последний бой с производителями продуктов питания

Фото: Song_about_summer / Shutterstock.com

Баба Яга против

В мае 2018 года проект был презентован публике, и какой вой подняли тогда производители и ритейл! «Сегодня добровольно – завтра обязательно», «Вы убьёте нам экспорт», «Маркировка сделает товар дороже», «Оставьте только зелёный, не отпугивайте красным». Под этими предлогами они выбили себе год на обсуждение. Год, хотя всей дискуссии – на несколько часов. Но год прошёл, Роспотребнадзор передал проект в Росстандарт, и, похоже, надо ждать очередную истерику.

Ответим на неё заранее, по пунктам.

  • «Завтра обязательно» – да, а лучше сегодня. Мы имеем право знать, что мы едим, тем более что качество продуктов постоянно ухудшается.
  • «Маркировка сделает товар дороже» – и сколько же будет стоить изменить многоцветную этикетку, включив в неё полоски? Час работы неторопливого дизайнера.
  • «Оставьте только зелёный» – так называемые экопродукты и так маркируют себя всеми возможными способами, а декларировать отсутствие сахара в мороженой рыбе просто глупо. Нет уж, показывайте картину целиком.
  • «Проблемы для экспорта» – самое серьёзное возражение. Понятно, что на экспорт пойдёт товар без маркировки, но конкуренты могут продемонстрировать его российские этикетки и показать, что этот товар в стране происхождения считается опасным. Эта проблема может быть решена созданием «экспортных» брендов, с которыми нельзя очевидным образом сопоставить соответствующий им российский продукт. Да и вообще наше международное позиционирование должно опираться на экологически чистую продукцию.

* * *

У нас в стране беда с питанием – низкие доходы населения вынуждают производителей менять рецептуру, выбирая дешёвые и небезопасные компоненты. Мы уже заставили их честно (ну, почти честно) писать на упаковке состав, запретили называть соками сладкое подкрашенное пойло, отделили сыр от сырных продуктов. Следующий шаг – позволить потребителю с одного взгляда определять, чем он рискует, покупая этот продукт. Да, на первых порах полки магазинов будут пестреть красным, но это станет стимулом для производителей искать способы «перекраситься», улучшить товар. В результате все мы станем немного здоровее.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru