США фактически проиграли четыре подряд войны за удержание своего мирового господства еще до их фактического начала.
Войну можно проиграть по-разному. Можно так, как Третий рейх – на развалинах рейхстага, после шестилетнего мирового «мочилова». А можно и без единого выстрела, как сегодня поступают Соединенные Штаты Америки. За два с половиной года президентства Дональда Трампа, Америка умудрилась проиграть, таким образом, уже четыре войны. Причем, четвертую – иранскую, она проигрывает прямо на наших глазах.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что это был «хитрый план Трампа», что никаких войн он на самом деле не планировал, а всего лишь хотел попугать своих визави, чтобы затем вытрясти из них всевозможные уступки и вкусности.
Однако главный итог всех этих авантюр заключается именно в том, что Вашингтон ничего и не из кого вытрясти не смог. Ни в Сирии, ни в Северной Корее, ни в Венесуэле, ни сейчас – в Иране. Где, в чем я уверен, все кончится тем же самым пшиком. Если уже не кончилось. Трамп только что приказал своему единственному авианосцу у берегов Ирана отгрести от него подальше, чтобы ненароком не разделить участь утопленного намедни иранцами американского беспилотника. Ибо он прекрасно понимает, что утопление, или вывод из строя хотя бы одного американского авианосца, автоматически поставит крест на американской мировой гегемонии в режиме он-лайн. И тут же, как ни в чем не бывало, начинает фонтанировать речами о великолепных перспективах новой сделки с Ираном.
Для внешнего наблюдателя все это, однако, выглядит отнюдь не так мажорно, как пытается изобразить американский предводитель. Более того, картинка складывается для Америки весьма незавидная, если не сказать позорная. В каждом из упомянутых четырех случаев США доводили военную истерию до стадии белого каления и создавали у всего мира уверенность, что они вот-вот нападут на свою жертву. Трамп грозно рычал со всевозможных каналов, что он сотрет в пыль очередного мирового злодея вместе с его страной, авианосцы США не менее грозно маячили у вражеских берегов, а стелс-бомбардировщики уже отрабатывали учебные бомбометания в непосредственной близости от позиций противника. В общем, все выглядело так, как в названии старого кинофильма «Завтра была война». И весь мир, которому Америка вкладывала в уши этот милитаристский угар, естественно начинал дрожать за свою судьбу.
Но наступало это «страшное завтра» и …ровно ничего не происходило! «Мировые злодеи» не только никуда не девались, но и начинали с еще большим энтузиазмом делать Америке «козу» и показывать дули.
А в то же время, еще вчера глядевшийся огнедышащим драконом Дональд Трамп начинал умильно вертеть хвостиком на манер ласковой дворовой собачонки, величать давешних «мировых злодеев» своими «лучшим партнерами» и приглашать их на помпезные саммиты. По результатам которых оные «злодеи» становились, по крайней мере медийно, ровней самому американскому президенту. А сам хозяин Белого дома получал от них в порядке компенсации мешок щедрых посулов на весьма отдаленное будущее, которое никогда не станет действительностью.
Да и то, таких «победительных» саммитов случилось не так уж и много. А точнее всего один. Во всех остальных случаях, американской собачке не помог даже её умильный хвостик. И её просто больно пинали носком ботинка, так, чтобы она отлетела подальше и не путалась под ногами. Именно так было в Сирии, в Венесуэле и происходит сейчас в Иране.
Это и называется поражением в войне без единого выстрела. Американская военная мощь, которая в прежние времена действовала с безотказностью хорошо смазанного «Кольта», начала раз за разом давать сбои. И фактически уже не работает. И этот фундаментальный факт не в состоянии скрыть никакие пышные саммиты и хвастливые речи того же Трампа про то, что он опять всех победил.
Победа это когда враг повержен, выбросил белый флаг и подписал безоговорочную капитуляцию. Ничего этого мы и близко не видим. В результате всех этих трамповых «викторий», США трусливо бегут из Сирии, де-факто отказались от своих претензий к КНДР, потеряли где-то в венесуэльских джунглях своего незадачливого наймита — псевдопрезидента Гуайдо, а сейчас сигналят своему флоту отойти подальше от берегов Ирана.
Фактически, это приговор американской гегемонии в мировом масштабе. Четыре твердо обещанные всему миру Америкой войны, за последние два с половиной года, закончились её поражением еще до открытия огня. В каком-то смысле для США это еще хуже и позорней Вьетнама, где они, все-таки, сопротивлялись много лет, прежде чем окончательно драпанули с крыши своего посольства в Сайгоне.
И надо быть очень наивным и близоруким, чтобы думать, будто мир всего этого не видит и продолжает всё так же слепо пугаться Америки. Всё он видит! И выводы на будущее делает незамедлительно и в полном объеме.
Тем более, что нынешний американский случай в мировой истории далеко не первый. Ровно по тем же лекалам происходили в свое время закат и последующая гибель Римской империи. Которая постепенно сползала с Олимпа своего безусловного могущества и в конечном счете была добита осмелевшими окрестными племенами.
Римляне начинали свое восхождение так же бодро, как сто лет назад Америка. Утверждали мировое господство мощью своих несокрушимых легионов. И делали частью своей империи любые территории, куда эти легионы смогли дойти. Потом, как водится в таких случаях, наступил расцвет, зенит могущества Рима и ….тут же начался его упадок. Запрограммированный именно тем, что он уже победил всех своих врагов. Лишенная бодрящего тонуса непрерывной борьбы с внешними врагами, местная знать погрязла в безделии и разврате, передралась между собой. Примерно то же самое происходит сегодня в США, которые уверили сами себя в конце истории и в наступлении вечного «Pax Americana».
Одновременно вокруг Рима началось оживление угнетенных им окраинных народов, почуявших ослабление великой империи. Но римляне уже настолько расслабились и утратили волю к борьбе, что вместо усмирения бунтовщиков, стали вилять перед ними хвостом, примерно как сейчас Трамп, договариваться о взаимных уступках, принимали их на службу в собственную армию и делали много других глупостей, фактически равнозначных сдаче ими мирового господства. Достаточно посмотреть на нынешнюю американскую армию, переполненную всевозможными пришлыми мигрантами, чтобы увидеть это поразительное сходство.
Таким образом, современные США повторяют ровно ту же самую гибельную древнеримскую траекторию. От энергичного и бескомпромиссного расширения и утверждения своей мировой империи, через эпоху застоя, расслабленности и внутренних дрязг — то, что мы наблюдаем сегодня, до перехода к фазе сворачивания своего единоличного мирового господства. Сначала на окраинных территориях, а затем и непосредственно в сердце самой империи. Не знаю, какие гуси спасут нынешний Вашингтон, но древние гуси, в конечном счете, Рим не спасли.
476 год. Одоакр, выходец из «окраинного народа», служивший военачальником в римской армии, низвергает последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула.
И четыре к ряду проигранные Америкой войны, еще до их физического начала, являются для народов всего мирра четким сигналом того, что нынешнее подобие Римской сверхдержавы вступает в третью, заключительную фазу своего существования. Ту самую фазу, когда окраинным народам, по правилам этой вечной геополитической игры, пора переходить в наступление по всему фронту.
Пока еще до этого не дошло. Пока еще нынешние последователи древнеримских цезарей и сенаторов продолжают вести изощренные игры и плести хитроумные сети, чтобы не мытьем, так катаньем удержать свои позиции, несмотря на объективно изменившееся соотношение сил. Но эта фаза, которую мы уже наблюдали две тысячи лет назад, ничего хорошего нынешнему Рима не сулит. Ибо характеризуется дальнейшим накоплением сил «окраинных народов» в преддверии их неизбежного перехода к глобальному стратегическому наступлению на ослабевшую в очередной раз цитадель Западного мира.
Сегодня ощущение фатальной слабости мирового гегемона нарастает повсеместно. И стимулирует народы планеты к поиску новых надежных точек опоры в меняющемся мире. И совсем не случайным совпадением является то, что практически одновременно с противоречивыми зигзагами американской политики в отношении Ирана, выдающими слабость номинального мирового гегемона, Президент России Владимир Путин объявил о рекордном, небывалом в новейшей истории, росте продаж российского оружия за рубеж. И это при том, что оружейные сделки заключаются на перспективу в десятки лет. Из чего следует, что все больше стран и народов переориентируются на другие полюсы мировой силы.
В свое время римляне, осознавшие близость трагического финала, предпринимали попытки мобилизоваться и удержаться от падения в пропасть. И давали, уже будучи на краю этой пропасти, яростные сражения во имя сохранения привычного для них порядка вещей. И даже порой одерживали в этих сражения крупные победы. Считается, например, что в крупнейшей битве римлян с гуннами на Каталаунских полях, где сошлись, как утверждают историки, до полумиллиона бойцов, римляне, чуть ли не в последний раз, одержали великую победу. Но она лишь приблизила их окончательную гибель, потому что последние ресурсы империи были в ней израсходованы.
Не факт, что США уйдут с мирового Олимпа, не попытавшись повторить такое же отчаянное сопротивление неминуемому. И нынешние непрерывные «поражения без войны» могут стать для них именно таким стимулом к решающей битве. Именно поэтому ничего еще не закончилось! Тем не менее, эти четыре битвы Америка и Запад уже проиграли. И мир уже необратимо изменился не в их пользу.
Юрий Селиванов, специально для News Front