Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления
Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления
Популярно
17:17, 27 мая 2019

«Три храма в сутки»: Русский ориентир для Западной Европы


  • «Три храма в сутки»: Русский ориентир для Западной Европы

Фото: Denis Kuvaev/ Shutterstock.com

Страсбургская речь Патриарха Кирилла шокировала либералов всех мастей, но уже вошла в историю наряду с Мюнхенской и Валдайской речами Владимира Путина

Автор:
Тюренков Михаил

Найден очередной повод поглумиться над Русской Православной Церковью и её Предстоятелем. Подобно евангельскому предателю Иуде, возмутившемуся тем, что одна из женщин помазала Христа дорогими благовониями вместо того чтобы раздать деньги нищим, антиклерикалы картинно заламывают руки. Мол, вместо того чтобы Богу «хоромы строить», надо бы заняться больницами, школами и скверами.

Но что же на этот раз так возбудило новоявленных воинствующих безбожников? Элементарная констатация факта, озвученная Святейшим Патриархом Кириллом в парламентской столице Европы – французском Страсбурге, где в минувший воскресный день, 26 мая, Предстоятель освятил величественный храмовый комплекс в честь Всех святых и совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме. По завершении богослужения Его Святейшество традиционно произнёс Первосвятительское слово, один из тезисов которого и взбудоражил многих ненавистников Церкви:

За время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов, и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы строим в среднем три храма в сутки – я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа, 30 тысяч храмов за десять лет. И не оттого, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить. Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается.

Для начала небольшое арифметическое отступление. Некоторые уже поспешили указать Патриарху на его ошибки: мол, если и строится 3 храма в сутки, то за 10 лет это никак не 30 тысяч. Да, тут Предстоятель, действительно, оговорился. Реальная статистика несколько иная: за первое десятилетие Первосвятительского служения Патриарха Кирилла в Русской Православной Церкви возведено около 9,5 тысячи храмов. А это и есть, если округлить до целых, около трёх храмов в сутки (если же учитывать выходные и праздничные дни, то и того больше).

Однако основная претензия антиклерикалов даже не в конкретных цифрах и числах, а в том, что вместо решения насущных социальных проблем, строительства тех же больниц, школ и скверов государство будто бы вкладывается в «жилища для Бога». Разумеется, многие из критиканов прекрасно знают, что государство никогда не вкладывается бюджетными деньгами в строительство новых храмов (и крайне редко – в реставрацию разрушенных им же святынь). Возведение церквей всегда осуществляется исключительно за счёт религиозных общин с активным привлечением благотворителей из числа верующих предпринимателей, то есть, по сути, членов тех же общин.

Но, цитируя слова Патриарха Кирилла о «трёх храмах в сутки», никто не отметил контекст, в котором прозвучали эти слова. А речь шла о духовных проблемах современного европейского общества. Так, в своей Страсбургской речи Предстоятель Русской Православной Церкви отметил духовную опустошённость общества массового потребления:

Мы живём в условиях современной цивилизации, перед нами – огромное количество житейских проблем. Многие из тех, кто сегодня стоит в храме, уже после обеда об этом забудут и полностью погрузятся в проблемы, которые им предстоит решать. И как тогда возрастать в силе? До первого посещения супермаркета, где цели сразу приземляются и о всяком духе человек забывает? Поэтому в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу. В России мы это очень хорошо поняли.

Но что же сегодня можно противопоставить «цивилизации супермаркета»? Очевидно, не современное «актуальное искусство» и либеральные антиценности с их мультикультурализмом и толерантностью к всевозможным моральным извращениям. В реальности альтернативой масскульту и связанному с ним «духовному супермаркету» могут быть только традиционные ценности и традиционная культура (в Европе основанные на христианском миропонимании).

И это только кажется, что процесс секуляризации необратим, а европейское общество с его более чем тысячелетней христианской историей окончательно отказалось от своего крещения в пользу супермаркета. И пример нашей страны здесь наиболее показателен. Ведь в той же Западной Европе, в отличие от Европы Восточной, секуляризация не производилась насильственно, а потому нет столь острой потребности в возрождении святынь. И именно поэтому в своём Первосвятительском слове в Страсбурге Патриарх Кирилл напомнил о том, почему сегодня в России столь интенсивные темпы храмостроительства – это насущная необходимость:

«Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы – политика, культура, наука, армия – работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась всё интенсивнее».

И здесь снова стоит обратиться к сухим цифрам. В 1914 году на территории Российской империи насчитывалось около 54 тысяч православных храмов, 25 тысяч часовен и более тысячи монастырей. В 1987 году в СССР оставалось менее семи тысяч храмов и 15 монастырей. На начало 2019 года в Русской Православной Церкви (а её каноническая территория шире стран бывшей Российской империи) действовали около 38,5 тысячи храмов. И это при озвученных Патриархом темпах возведения новых святынь. Даже если учитывать, что в современной России воцерковленными православными христианами являются менее 10% взрослого населения страны, статистика числа храмов в целом ряде епархий остаётся более чем скромной.

Так, в Новосибирской епархии на один храм приходится 25 тысяч человек местного населения, в Москве – 16,6 тысячи, в Хабаровской епархии – 15 тысяч, в Санкт-Петербургской – 14,5 тысячи и так далее. И если в исторических центрах больших городов в воскресные дни храмы не переполнены, то на окраинах, в так называемых «спальных районах», за богослужениями в буквальном смысле яблоку негде упасть, не говоря уже о том, что верующие не могут положить земной поклон и даже перекреститься.

То есть темпы в три храма в сутки для России являются не столь уж и высокими. Однако речь не только о строительстве новых церквей, но и о реставрации дореволюционных святынь, многие из которых являются подлинными шедеврами русского храмового зодчества, но находятся в руинированном состоянии. И вина за это всецело лежит на государственных властях не столь далёкого прошлого, исправление преступлений которых – дело наших сегодняшних власть предержащих. Речь, разумеется, не о том, чтобы всё было возрождено за счёт государственного бюджета, но государственная программа по реставрации (или как минимум консервации) руинированных святынь – крайне необходима.

Что же касается Западной Европы, то завершившиеся 26 мая выборы в Европарламент наглядно продемонстрировали: партии, выступающие за возрождение традиционных ценностей, существенно усилились. И эта тенденция в последние годы только нарастает. А потому слова Патриарха Кирилла о «трёх храмах в сутки» – это не бахвальство, но надежда, что и в европейских странах «снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась всё интенсивнее».


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru