Проект Index дает возможность оценить, как воспринимается контент читательской аудиторией. С помощью возможностей, которые предоставляет данный стартап, редакторы интернет-СМИ могут узнать, был ли прочитан текст полностью, какое количество пользователей ознакомилось с материалом и насколько его авторство уникально. Подобный анализ предопределяет эффективность работы издания в целом и его авторов в отдельности. О том, как влияет психотип читателя на популярность публикаций, каким образом можно повысить финансовую эффективность СМИ, а также о методах сбора информации о посетителях издания рассказывает основатель системы Index Леонид Филатов.
От географии до психолингвистики
Предлагаемая концепция проекта «Индекс» является логичным результатом развития нескольких систем и технологий, разрабатываемых командой стартапа на протяжении более чем восьми лет. Все началось с революционной системы рефакторинга – программы веб-аналитики Spylog. Ее главной функцией был анализ посещаемости сайта. Система была приобретена инициатором проекта Леонидом Филатовым на средства от продажи контрольного пакета акций группы компаний «Мастерхост». Последнюю Леонид основал в 1999 году, управлял ею более 10 лет и развил с уровня стартапа до статуса абсолютного лидера рынка хостинга в России – по рейтингам 2009 года.
На данный момент платформа Index, по словам ее руководителя, работает не только с классическими параметрами, к которым относится статистика посещаемости, распознавание типа устройства и выявление читательской географии, ей стали доступны новые возможности. Речь идет о таких характеристиках, как процент прочитываемости материала, семантический анализ и оценка уникальности текста, а также рейтинговая популярность конкретных авторов издания. Использование дополнительных функций позволяет выяснить эффективность работы издания по отдельным параметрам, а также помогает в подборе корреспондентского состава.
Новым перспективным направлением проекта является внедрение системы психолингвистики. На предварительном этапе, в процессе редактирования материала, можно спрогнозировать будущее эмоциональное восприятие текста читателем. Это определяет, какая цель будет достигнута изданием – вызвать желание вступить в диалог или побудить к другим действиям.
Проект на четверть миллиарда
Index развивался счет средств учредителей, а также финансирования партнеров из числа физических лиц. Члены команды вложили в проект свои собственные технические разработки. За все время существования стартапа использовано около 250 миллионов рублей – на разработку системы, написание дополнительных опций и создание инструментов продаж.
Главная задача проекта – выработка рекомендаций как для отдельных СМИ и медийных холдингов, так и для компаний, которые заинтересованы в максимально эффективном донесении своих сообщений до определенной аудитории. Это могут быть данные по пересечениям аудиторий между собой или анализ эффективности определенных СМИ в конкретных регионах.
В качестве пилотного проекта система аналитики Index внедрена в Дагестане, где на данный момент ею обслуживается 20 интернет-СМИ. Базовый пакет аналитических услуг бесплатный, пакет с расширенным функционалом обходится в 100 тысяч рублей в год с учетом НДС. Пока рано говорить об окупаемости дагестанского проекта, так как его внедрение только началось. При этом на подготовительном этапе была проведена детальная разработка. В штате Index сейчас находится всего четыре человека, остальные разработчики трудятся на аутсорсинге, при этом проект получил поддержку «Фонда развития интернета».
Выборы президента и психотипы пользователей
Главными клиентами Index являются частные СМИ и региональные министерства. Сейчас идет внедрение системы в российские регионы, чтобы обеспечить аналитикой профильные ведомства. Ранее, в 2011 году, одним из таких клиентов стала компания «Ростелеком» – в части реализации проекта «Видеонаблюдение за выборами президента РФ» в 2012 году. В рамках проекта компания выполняла все работы, связанные с анализом статистики просмотров веб-камер с избирательных участков.
Сейчас проект Index предлагает новые, более детальные способы изучения аудитории. Например, анализ психотипов пользователя. По словам Леонида Филатова:
«Система способна понимать, какие эмоции может спровоцировать тот или иной материал, может предположить, встанет ли человек с дивана после прочтения этих строк или будет лежа возмущаться. Мы идем от главного к частному. Берем в разработку регион и предлагаем систему всем СМИ и ведомствам, кому важно отслеживать поднимаемые темы в прессе и кому важна аналитика и отчетность по публикациям».
Index использует в своей работе методы, взятые из медицинской психологии. Материал может более активно восприниматься одним из существующих психотипов – маниакальным или депрессивным, психопатическим или шизоидным. При подготовке текста данный фактор также должен учитываться.
Анализировать психосоматику
По мнению Леонида Филатова, только развиваясь, компания может оставаться конкурентоспособной и стабильной.
«Мы постоянно изучаем потребности редакторов и маркетологов в средствах массовой информации, чтобы предложить им новые современные инструменты для анализа аудитории».
Недавно компания завершила внедрение в систему способа распознавания психотипов аудитории и возможности понимать настроение. Леонид Филатов поделился планами на будущее:
«Останавливаться на этом не будем, впереди разработка рекомендательной системы по психосоматическим последствиям. Мы можем давать рекомендации авторам и редакторам по фактическому исправлению тональности текстов».
В планах руководства Index – развитие еще одного нового направления: создание платформы, которая даст возможность для проведения авторских аукционов. Редакторам подобный сервис даст возможность формировать техническое задание и проводить конкурсы для авторов. Также в процессе разработки находится проект «Личный кабинет корреспондента». Он позволит журналисту оценивать популярность своих публикаций. По словам Филатова, Index дает возможность «редакторам видеть реальную картину происходящего с их аудиторией».
Автор: Кристина Фирсова