Понедельник, 19 августа 2019   Подписка на обновления
Понедельник, 19 августа 2019   Подписка на обновления
Популярно
23:22, 16 апреля 2019

Собор Парижской Богоматери: Огонь и деньги


Несмотря на 9-часовые усилия 400 пожарных, собор Нотр-Дам де Пари сильно поврежден огнем. В понедельник вечером стали поступать алармистские комментарии, что готическое здание, которому почти 900 лет, и вовсе спасти не удастся. Однако спасатели смогли отстоять стены и содержимое сокровищницы, в том числе ценные для христианского мира артефакты – терновый венец Спасителя и тунику Святого Людовика.

Собор Парижской Богоматери: Огонь и деньги

Пожар в соборе Парижской Богоматери. Доминик Бутен / РИА Новости

Нотр-Дам – самое популярное среди туристов место в Париже, в 2017 году собор посетили 12 млн человек. Несколько недель назад в Соборе началась долгожданная реставрация. В эпицентре работ был деревянный купол, который сильно пострадал от осадков. Он-то и был утрачен полностью в результате пожара, но перед этим на него успели потратить почти €6,5 млн. Глава компании-подрядчика утверждает, что прежде они имели опыт таких работ – производили реставрацию в Лувре и других исторических зданиях Франции, – и гарантирует, что все нормы пожарной безопасности были соблюдены.

Пока правоохранительные органы рассматривают три версии – случайность, поджог и месть, президент Франции Эммануэль Макрон пообещал восстановить собор и объявил международный сбор средств. Первыми на призыв о краудфандинге откликнулись французские миллиардеры. Бернар Арно и его группа компаний Louis Vuitton Moët Hennessy выделят на восстановление €200 млн. Семья Пино – владельцы Kering и Artemis – €100 млн. Вклад мэрии Парижа – €50 млн, а региона Иль-де-Франс – €10 млн. Российский президент Владимир Путин предложил помочь российскими специалистами-реставраторами.

Многие политики выразили соболезнования Франции, а королева Великобритании Елизавета Вторая напомнила, что 27 лет назад сгорел Виндзорский замок – на восстановление королевской резиденции 14-го века ушло 36,5 млн фунтов стерлингов. Впрочем, и России есть что вспомнить. В 2015 году не менее эпично горела колокольня Новодевичьего монастыря. Тоже воспламенились строительные леса, а виновниками называли строителей, которые не углядели за тепловыми пушками, и беспечных горожан, которые запустили китайский фонарик. Истину найти не удалось, так как все доказательства сгорели дотла.

Материальный ущерб от огня в Париже пока не подсчитали. Однако уже сейчас идут разговоры о том, кто понесет финансовую ответственность. Мы спросили у игроков страхового рынка и экспертов, можно ли уберечь культурные ценности и святыни.

Владимир Новиков, директор по рискам СК «Сбербанк страхование»

– О наличии страхового полиса у сгоревшего Нотр-Дам нам не известно. В соборе шли строительно-монтажные работы, поэтому у подрядчика должен быть как минимум полис страхования ответственности. Но он «сработает», только если будет установлена ответственность строительной организации за возникновение пожара. В общем случае для страхования храмов и соборов препятствий нет, хотя, конечно, каждый такой объект культуры уникален. Варианты страхования могут быть разными по набору объектов и рисков – от только конструктивных элементов здания до внутреннего имущества, включая предметы искусства и старины.

В России храмы страхуются, но это не широко распространённая практика. Чаще всего к страхованию прибегают на период реконструкции или строительства новых объектов. Так было, например, при возведении Храма Христа Спасителя в Москве. На параметры страхования и цену влияют расположение и особенности объекта, при этом кто распоряжается объектом – церковь или, скажем, министерство культуры города или области – значения не имеет.

Михаил Денисов, замдиректора департамента андеррайтинга по корпоративным видам страхования страховой компании «Согласие»

– С высокой долей вероятности можно предположить, что были застрахованы строительно-монтажные работы и ответственность при их проведении. В России зачастую заказчик требует наличия договора страхования СМР и ответственности. В России все сертифицированные подрядчики входят в СРО и за счет своих взносов формируют компенсационный фонд, в рамках которого может действовать и коллективное, и индивидуальное страхование участников СРО. Музеи – это отдельные хозяйствующие субъекты, они к страхованию относятся, как правило, ответственно. Если храм входит в эту категорию как объект архитектурного наследия, велика вероятность его страхования при проведении строительно-монтажных работ.

Наталья Залюбовская, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

– В настоящее время законодательство не обязывает собственников в обязательном порядке страховать своё имущество, будь то здание храма или обычный жилой дом. Также невостребованным остается страхование недвижимых памятников истории и культуры, несмотря на то, что оно является важным звеном, гарантирующим возвратность средств, необходимых для восстановительного ремонта памятников, пострадавших от различного рода чрезвычайных ситуаций или неквалифицированного использования.

Ещё 10 лет назад Государственная Дума рассматривала законопроект, предусматривающий введение обязательного страхования объектов культурного наследия. В 2013 году руководители Министерства культуры РФ пытались вновь обратить внимание на данную проблему, однако – видимо, из-за больших затрат, которые пришлось бы понести бюджету в связи со страхованием памятников, находящихся в собственности Российской Федерации, – законопроект так и не был принят. Поэтому есть все основания полагать: Нотр-Дам де Пари также был застрахован, учитывая, что сохранение культурного наследия – одно из приоритетных направлений внутренней политики Франции.

В зарубежных странах опыт централизованного страхования объектов культурного значения получил более широкое распространение. К примеру, в Чешской республике после разрушительного пожара 2005 года в замке Перштейн было принято решение о введении обязательного страхования объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности. Хотелось бы отметить, что в современных условиях страхование объектов культурного наследия является необходимым видом страхования с точки зрения их реального сохранения. Однако без комплексного решения таких проблем, как определение источника финансирования расходов на страхование, создание методики расчета полной восстановительной стоимости, совершенствование законодательства в области охраны памятников, невозможно дальнейшее широкое распространение данного страхования.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru