Условия для снижения до 10 км/ч порога для штрафов за скорость могут сложиться в 2020-2021 годах. Такое мнение высказал журналистам начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников.
«Я думаю, что если мы в 2019 году примем конструктивное решение, то за период полутора лет это в принципе сделать можно», — отметил он.
Черников подчеркнул, что для принятия решения о снижении порога штрафов необходимо проинспектировать все дороги. В частности, на некоторых из них максимально разрешенную скорость можно увеличить. Глава ГИБДД заявил, что это инспектирование уже ведется. Кроме того, регионы должны подготовить проекты организации дорожного движения в городах и проекты организации перевозок общественным транспортом. «Я думаю, что в принципе это реально реализовать за 2019-2020 годы», — заключил он.
Черников также заявил, что поддерживает снижение с 20 км/ч до 10 км/ч порога превышения скорости автомобиля, за который может быть выписан штраф.
«Конечно, поддерживаем, — подчеркнул он. — Это необходимо делать».
По словам Черникова, сейчас водители получают штрафы лишь тогда, когда превышают установленную скорость на 20 и более км/ч. Он подчеркнул, что превышение скорости на каждый 1 км/ч увеличивает риск смерти в результате столкновения с такой машиной на 3%. Таким образом, превышение скорости на 20 км/ч увеличивает риск смерти на 60%.
Ранее в правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения были внесены предложения о снижении нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч.
Министерство транспорта России предложило штрафовать водителей на сумму в 500 рублей за превышение скорости на величину от 10 до 20 км/ч. В то же время за скоростные превышения более чем на 20 км/ч предлагается ужесточить ныне существующие санкции. Впрочем, на сколько именно, пока не известно.
Эксперты с осторожностью относятся к предложению штрафовать за превышение скорости на 10 км/час. Фото: РИА Новости
Напомним, правительственная комиссия по безопасности дорожного движения еще в декабре дала поручение МВД и всем заинтересованным ведомствам проработать вопрос о введении ответственности за превышение скорости более чем на 10 км/ч.
Действующие законы не позволяют наказывать водителей за превышение скорости на величину до 20 км/ч. Поэтому там, где стоит ограничение 60 км/ч, водители едут все 80 км/ч. А там, где скорость ограничена 40 км/ч, едут под 60 км/ч.
Согласно статистике, только каждое двадцатое ДТП происходит из-за неверного выбора скоростного режима, а из-за превышения скорости и вовсе единицы
Отсутствие штрафа за превышение скорости менее чем на 20 км/ч было введено, когда для российских автовладельцев в 2013 году установили «презумпцию виновности». То есть когда ввели порядок, что, получив штраф с камеры, автолюбитель в случае невиновности сам должен это доказывать.
Автором этой поправки был первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Как он сообщил корреспонденту «Российской газеты», если сейчас ввести наказание за превышение более чем на 10 км/ч, это приведет к дальнейшей коммерциализации штрафов. Перед тем как вносить изменения в законодательство, по его словам, надо навести порядок с организацией движения. Провести аудит всех дорог. Ведь сейчас местные власти иногда выставляют знаки там, где им заблагорассудится, в итоге ограничительные знаки превращаются в ловушки для водителей.
Правовые аспекты организации дорожного движения эксперты «РГ» комментируют в рубрике «Юрконсультация»
Такого же мнения придерживается член Общественного совета при московском главке МВД Петр Шкуматов.
По его мнению, нынешний нештрафуемый лимит в 20 км/ч — это не индульгенция для водителей, а защитный интервал, чтобы сглаживать недостатки в организации дорожного движения.
В Госавтоинспекции с осторожностью оценивают инициативу об исключении люфта в 20 км/ч, после которого наступают санкции. Для начала предлагается внимательно изучить ситуацию, прежде чем вводить такие меры. Как заявил на семинаре по безопасности дорожного движения глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников, для начала нужно провести ревизию улично-дорожной сети на предмет необходимости введения тех или иных ограничений скорости.
По словам главы Госавтоинспекции МВД России Михаила Черникова, для начала нужно провести ревизию улично-дорожной сети на предмет необходимости введения тех или иных ограничений скорости
Так, например, по требованиям ГОСТа снижение скорости допускается постепенное — на 20 км/ч. Но довольно часто на федеральных дорогах вне населенных пунктов при ограничении скорости в 90 км/ч вдруг появляются знаки, ограничивающие скорость до 50, а то и 40 км/ч. Это прямое нарушение требований к их установке. Но доказывать это автовладельцу придется уже в суде.
Из-за того, что непонятно, по какой причине в том или ином месте появляется знак ограничения скорости, это вызывает только нервозность на трассах. Водителям приходится следить не столько за ситуацией на дороге, сколько за знаками на обочинах.
Кстати, по статистике аварийности ГИБДД, превышение скорости — далеко не самый опасный маневр. В основных нарушениях, ставшими причиной аварии, фигурируют нарушение правил проезда перекрестка, пешеходных переходов, а также выезд на встречную полосу. О превышении скорости в них даже речи не идет. То есть таких нарушений, повлекших ДТП с пострадавшими, крайне мало.
Статистики об аварийности в результате того, что водитель превысил скорость более чем на 10 км/ч, просто не существует. Но есть статистика аварийности по причине несоответствия скорости дорожным условиям. Под нее можно подвести любую аварию. Например, ехал водитель со скоростью 60 км/ч там, где это разрешено, но на дороге гололед. А это значит, что водитель выбрал неправильный скоростной режим и поэтому произошло ДТП.
Кстати, таких ДТП за 11 месяцев прошлого года оформлено 8370. В них погибло 1180 человек. Для сравнения, всего аварий с пострадавшими произошло более 151 тысячи. В них погибло более 16 тысяч человек. То есть только каждое 20-е ДТП происходит из-за выбора неправильного скоростного режима. А из-за превышения скорости и вовсе единицы.
1180 человек погибли в дорожно-транспортных происшествиях по причине несоответствия выбранной водителем скорости дорожным условиям. Это данные статистики за 11 месяцев 2018 года.
Еще одна инициатива, о которой стало известно на прошлой неделе, касается ужесточения ответственности за скрытые или нечитаемые госномера автомобилей. Пока за стоянку с нечитаемыми знаками ответственности у нас вовсе не предусмотрено. Что же касается управлением автомобилем с нечитаемыми знаками, то тут МВД предлагает убрать возможность уплаты штрафа со скидкой. Таким образом за грязный номер водителю придется платить 500 рублей, а за скрытый с помощью тряпок, бумажек или пленок — 5000 рублей. В ЦОДД Москвы, в свою очередь, предложили ужесточить ответственность за непропуск пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения при проезде перекрестка.