Культура античных цивилизаций. В прошлом материале мы лишь упомянули о «кладе Приама», обнаруженном Генрихом Шлиманом в Трое, а основное содержание статьи было посвящено раскопкам в Микенах. Но как не рассказать об этом кладе в подробностях, когда мы уже знаем, чем закончилась вся эпопея с раскопками на холме Гиссарлык и в Микенах. По сути, «клад» — лишь небольшая часть найденных им ценнейших артефактов. Хотя и, безусловно, эффектная. Ведь само слово «клад» звучит очень заманчиво. Помните, как страстно мечтал найти клад Том Сойер у Марка Твена? В жизни все еще более драматично! И вот сегодня об этом кладе мы и расскажем со всеми подробностями.
Золотые подвески из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
Однако прежде всего одно дополнение. Дело в том, что в комментариях одного «знатока» к прошлому материалу прозвучало замечание, что, дескать, не Шлиман Трою раскопал, а некто Фрэнк Кальверт. Ну что же – такое имя в истории раскопок Трои присутствует. Но неплохо бы сделать несколько уточнений, а то ведь кто-то может посчитать, что сей комментатор и впрямь что-то там знает. А дело было так: что за семь лет до Шлимана американский вице-консул Фрэнк Кальверт действительно начал копать на холме Гиссарлык, но с другой, противоположной стороны от того места, где позднее начал свои раскопки Шлиман. Он прокопал шурф, который получил название «Тысячелетнего разреза Кальверта», поскольку полученный им материал охватывал период с 1800 по 800 год до н.э. Но денег на раскопки ему не хватило, и на этом его эпопея закончилась. То есть копать он копал, но ничего не нашел! Поэтому в первом материале о нем и не упоминалось. Да и здесь просто к слову пришлось…
По следам Гомера
Как известно, «клад Приама» (известный также под названиями «золото Трои», «сокровище Приама») представляет собой уникальный клад, который Генрих Шлиман нашел в ходе своих раскопок на холме Гиссарлык в Турции. Ну а свое название эта находка получила по имени царя Приама, владыки легендарной Трои Гомера.
Диадема и подвески. (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
А было так, что, вбив себе в голову (а иначе и не скажешь!), что «Илиада» Гомера есть не что иное, как исторический источник, а не литературное произведение, Генрих Шлиман, скопив состояние, решил найти Трою, для чего отправился в Турцию и начал раскопки на холме Гиссарлык. Место показалось ему похожим на описанное у Гомера, а Гомеру он верил абсолютно. Раскопки продолжались целых три года и были в целом очень успешными, потому что руины древнего города он на холме раскопал. После трехлетней работы, довольный ее результатами и находкой желанной Трои, Шлиман решил, что пора их сворачивать. После чего 15 июня 1873 года объявил о том, что все работы он закончил, собрал вещи… и уехал домой. И лишь потом уже выяснилось, что ровно за сутки до этого, осматривая раскопки, он заметил, как в отверстии в стене неподалеку от городских ворот что-то блеснуло. Шлиман моментально сообразил, что это, несомненно, нечто ценное, нашел предлог всех рабочих отослать, а сам, оставшись вместе со своей женой Софией (по его словам, на самом деле он был там один!), полез в это отверстие. И оказалось, что он не ошибся! В небольшом углублении между камнями обнаружилась масса вещей — великолепные изделия из золота, посуда из серебра, электрона и меди, а еще вполне сохранившиеся изделия из слоновой кости и украшения из полудрагоценных камней.
Фотография Софии Шлиман с надетыми украшениями из сокровищ Приама
Сам Шлиман решил, что, видимо, в тот самый день, когда греки ворвались в Трою, кто-то из семьи царя Приама все эти сокровища сложил в первый попавшийся ему под руки сосуд и пытался все это спрятать, а сам бежал, но, видимо, потом погиб, либо убитый неприятелями, либо в огне пожара. Главное в том, что он за ними так и не вернулся и эти сокровища тысячелетиями ждали прихода Шлимана здесь, в углублении между камнями!
Ожерелье из «клада Приама»
Целые килограммы золота
Клад помещался в серебряном сосуде с двумя ручками и состоял более чем из 10 000 предметов. Почему так много? Да просто потому, что сосчитано в нем было все, что там находилось. А там одних только золотых бусин было около 1000. Сами бусины имели, кстати, самую разную форму: это и скатанные из золота трубочки, и совсем мелкий бисер, и бусины в форме расплющенных дисков. Понятно, что основа их от времени сгнила и распалась, но, когда все бусины отсортировали и разобрали, из них удалось восстановить целых двадцать роскошных нитей и собрать из них роскошное ожерелье. Одних только золотых стержней в нижней его части оказалось 47.
А вот так диадема сегодня смотрится на манекене (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
Здесь нашлись серьги с пластинками на концах, свернутые из множества золотых проволочек, и массивные височные кольца. А еще в кладе были и очень изящные по форме серьги, похожие на корзиночки, к которым крепились фигурки богини. Налобная лента из тонкой золотой фольги, браслеты, две диадемы – все это явно относилось к женским украшениям. А вот золотая ладьеобразная чаша, весившая около 600 граммов, скорее всего использовалась в качестве предмета культа, вот только какого именно, неизвестно. Когда с кладом ознакомились специалисты, они сделали вывод, что изготовления таких изделий требует наличия увеличительных приспособлений. И позднее здесь же нашли несколько десятков линз, сделанных из горного хрусталя. Так что не такими уж и «темными» были древние мастера-ювелиры!
Булавка из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
А еще там были кости и лазурит!
Кроме золотых вещей там же впоследствии нашли кости быков, коз, овец, коров, свиней и лошадей, и даже оленей и зайцев, а еще зерна пшеницы, гороха и бобов. Удивительно, но среди великого множества всевозможных орудий и топоров не нашли ни одного сделанного из металла. Все были каменными! А вот что касается глиняных сосудов, то часть из них была вылеплена вручную, но другая часть уже изготовлена при помощи гончарного круга. Некоторые сосуды были трехногими, какие-то были сделаны в форме животных. Рядом с местом, где был обнаружен клад, в 1890 году нашли также ритуальные топоры-молоты. И были они настолько совершенными по форме, что некоторые ученые заявили, что сомневаются в том, что это изделие середины III тысячелетия до нашей эры. Сохранность артефактов была очень высокой, хотя один топор из афганского лазурита оказался поврежденным, так как, видимо, в древности использовался. Но для чего? Уж конечно, топор из лазурита не мог использоваться для рубки деревьев! Значит это был какой-то ритуал? Но какой? Увы, узнать это скорее всего уже никогда не удастся!
Как уже установлено, клад не имеет отношения к царю Трои Приаму. Свято веря Гомеру, Шлиман посчитал найденные им золотые изделия за сокровища троянского царя Приама. Но, как это было установлено уже позднее, никакого отношения к нему они не имели и иметь не могли. Дело в том, что датируются они 2400—2300 гг. до н. э., то есть оказались в земле за тысячу лет до событий Троянской войны!
Золотые сосуды (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
Хранить или отдать?
Шлиман очень опасался, что найденные сокровища местные турецкие власти просто конфискуют и потом от них концов будет не сыскать. Поэтому он контрабандным способом отвез их в Афины. Правительство Турции, узнав об этом, потребовало возместить ущерб и выплатить ему 10 000 франков. Шлиман, в свою очередь, предложил заплатить 50 000 франков, лишь бы только ему разрешили продолжить раскопки. Он также обратился с предложением правительству Греции построить в Афинах за свой счет музей, где будет выставлен этот клад при условии, что при жизни Шлимана он останется в его собственности, а также ему будет дано разрешение на раскопки. Греция опасалась ссорится с Турцией, поэтому от предложения его отказалась. Тогда Шлиман предложил купить клад музеям Лондона, Парижа и Неаполя. Но и они отказались по многим соображениям, в том числе и финансовым. В итоге о желании выставить клад у себя заявила Пруссия, входившая в состав Германской империи. Вот так и получилось, что «клад Приама» оказался в Берлине.
Правовое поле «клада Приама»
Под самый конец Второй мировой войны в 1945 году германский профессор Вильгельм Унферцагт передал «клад Приама» вместе со множеством других произведений античного искусства советским военным властям. Затем он был отправлен в СССР качестве трофея и на долгие годы канул в Лету. Никто о нем ничего не знал, официальная информация отсутствовала, так что начали даже считать, что он утерян вообще. Но в 1993 годы уже после крушения СССР было официально заявлено, что «трофеи» из Берлина хранятся в Москве. И лишь 16 апреля 1996 года, то есть спустя более полувека после того, как клад попал в СССР, его выставили на всеобщее обозрение в Пушкинском музее в Москве. Сразу же встал вопрос о правовом статусе этого клада. Дело в том, что в свое время правительство СССР неоднократно требовало реституции, то есть возврата вывезенных с ее территории культурных ценностей. Требовать – требовало, но само не возвращало. Однако… «тот, кто живет в стеклянном доме, не должен кидаться камнями в других!» То есть с других требовать возврата, а самому при этом не отдавать. Тем более, что коллекции все той же Дрезденской галереи Германии были советской стороной возвращены. Пусть и Восточной Германии, члену советского блока, но возвращены, и после объединения двух Германий стали достоянием всего германского народа. А вот как же тогда быть с «кладом Приама»? Понятно, что сейчас же найдутся люди, которые будут выступать за то, что это наше, что это «оплачено кровью», что они у нас больше разрушили и украли. Но не надо уподобляться «им», а нужно рассуждать здраво. Впрочем, здраво пока не получается. Пока действует режим санкций разговор бесполезен, заявляют соответствующие наши представители. Но вот это как раз и неправильно. Если ты говоришь о верховенстве закона, то как раз по закону и нужно поступать. А если брать за пример колониальных разбойников прошлого, то об этом так и нужно заявить. Мол, вы вывозили национальные ценности из стран Востока, держите их у себя, ну и мы по праву сильного поступим точно так же. Вон у нас сколько ядерных ракет!
Ладьевидный кубок из «клада Приама» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
Клад – подделка!
А теперь специально для тех, кто обожает писать в комментариях, что «они» все подделали, все украли, переписали, обманули… а ученые историки этих «они» покрывают ради «грандов». Порадуйтесь! Вы не одиноки! В свое время немецкий писатель Уве Топпер написал книгу «Фальсификации истории», в которой как раз и заявил, что «клад Приама» был сделан по заказу Шлимана неким афинским ювелиром. По его мнению, подозрительно, что стиль изделий довольно-таки прост, а ладьевидный сосуд для напитков похож на соусницу XIX века. По другой версии Шлиман все сосуды купил на базаре. Беда лишь в том, что обе эти версии подавляющее большинство ученого мира, причем ведущих, известных, отвергает. Хотя можно предположить, что все они находятся в заговоре! Ну и, конечно, данные специальной лаборатории РАН, занимающейся металлографическими анализами, подтверждает древность этих изделий. И Германия поделки бы у нас не требовала, а мы бы за них столь цепко не держались.
Цветочный золотой микенский орнамент – характерный орнамент украшений из Микен и Трои. Поскольку множество золотых изделий с таким орнаментом было найдено уже после смерти Шлимана, версия, что свои более ранние находки купил на рынке или заказал изготовить, увы, отпадает. Иначе бы он и их нашел (Археологический музей Афины, Греция)
Р.С. Тема троянских раскопок вызвала явный интерес читающей публики «ВО», поэтому хочется порекомендовать для самостоятельного прочтения несколько интересных книг. Прежде всего эту: Вуд М. Троя: в поисках Троянской войны / Пер. с англ. В. Шарапова. М., 2007; Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. Что же касается сокровищ Трои, то они самым тщательным образом каталогизированы и описаны в следующем издании: «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана». Каталог / Сост. Л. Акимова, В. Толстиков, Т. Трейстер. М., 1996.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1
Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2
Легендарная Троя и Микены Шлимана