Фото: globallookpress.com
Крымские дайверы-археологи, исследовавшие затонувший более 120 лет назад недалеко от Крымского полуострова пароход "Генерал Коцебу", нашли в салоне судна больше десятка картин. Предполагается, что некоторые из них принадлежат кисти Ивана Айвазовского. Исследователи решают вопрос, можно ли поднять с 40-метровой глубины картины, не повредив их. "Шансов, что картины могли сохраниться, — ноль", — уверен реставратор Александр Ренжин.
Колёсный пароход «Генерал Коцебу» археологи Черноморского центра подводных исследований обнаружили в 2015 году недалеко от мыса Тарханкут, что на западе Крымского полуострова. Судно, названное в честь губернатора Новороссии генерала Павла Коцебу, первым вошло в только что открытый Суэцкий канал в 1869 году. Известный маринист Иван Айвазовский, который находился на борту парохода, должен был запечатлеть историческое событие в своих картинах.
Затонул пароход в апреле 1895 года, после столкновения с военным транспортным судном. Пассажиры и экипаж были спасены.
Исследуя корабль, лежащий на 40-метровой глубине, дайверы из экспедиции «Нептун» в одном из нижних трюмов, где, как предполагается, находился салон первого класса, обнаружили больше десятка картин.
«Обнаружены фрагменты более десятка картин. Эксперты предполагают, что это могут быть картины кисти Ивана Айвазовского. Мы продолжим экспедицию, мы подали заявку в Фонд президентских грантов. Ждём ответа. В случае положительного результата мы продолжим наши исследования», — рассказал в беседе с «360» руководитель экспедиции Роман Дунаев.
Однако вскоре радиостанция «Говорит Москва» сообщила, что работы по подъёму артефактов приостановлены. Дело в том, что, как предположили специалисты, это может повредить картины.
По мнению эксперта-искусствоведа Музея русского искусства, художника-реставратора высшей категории Александра Ренжина, картины Айвазовского в такой ситуации в принципе не могли сохраниться. Эксперт уверен в том, что поднимать уже просто нечего.
«Шансов, что эти картины могли сохраниться, — ноль. Здесь даже обсуждать нечего. Я вам ответственно заявляю, как реставратор высшей категории, что, если картина выполнена на холсте и она столько времени пролежала в воде, от неё ничего не осталось. Там следов даже не будет. Микроорганизмов в море такое бешеное количество, что холст разлагается в течение первых трёх-пяти лет. И если кто-то пытается из этой находки сделать сенсацию, то это чистая спекуляция», — заявил Ренжин в беседе с Nation News.