Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Популярно
9:23, 21 июля 2019

Русофобия и пропаганда — основной товарооборот Прибалтики с Украиной


Русофобия и пропаганда — основной товарооборот Прибалтики с Украиной

Вслед за «поездом четырех столиц» между Украиной и странами Балтии Украина и Литва запустили маршрут контейнерных перевозок между Киевом и Клайпедой. Имеет ли этот проект смысл и существует ли экономическая основа у отношений Прибалтики с Украиной, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ.

— Г-н Межевич, 9 июля был официально открыт маршрут регулярных контейнерных грузовых перевозок по железной дороге из Клайпеды в Киев. В будущем его планируют продлить до Одессы. Каковы перспективы проекта?

— Небольшой рынок для перевозок по маршруту Балтика — Черное море есть, но нужно уточнить сразу несколько вещей. Главное: кто и что будет возить?

Наличие мощных транспортных коридоров предполагает, что есть некие страны-производители, которые готовы быть и покупателями, и наоборот. Например, классический вариант перевозки в направлении Восток — Запад: из Китая в Европу и наоборот.

При всех существующих сложностях, о которых китайские товарищи постоянно говорят, в том числе и нам, наблюдается поток и туда, и обратно. Иными словами, контейнеры едут полными в обе стороны.

Здесь же кто является сверхпроизводителем какого-либо уникального сырья или ресурса, которое можно было бы в большом количестве отправлять из Клайпеды через Беларусь на Украину: в порт Одессы или Ильичевска (ныне Черноморск — прим. RuBaltic.Ru) и наоборот? Это вопрос достаточно серьезный.

Я необходимости в специальном регулярном поезде не вижу.

Разовые перевозки, условно говоря, в этом месяце — первого, пятого и двадцать четвертого числа, в следующем месяце — еще два-три дня. Но это никак несопоставимо ни по статусу, ни по характеру с перевозками в направлении Китай — Европа, идущими через Россию, которая выступает в роли, как это ни смешно, транзитной страны.

Всегда возникает вопрос: чем загружать?

Если загружать китайскими грузами, то непонятно, зачем поставлять контейнеры из Китая в Клайпеду, а потом везти их в Одессу, или наоборот.

Ведь контейнеры можно довезти до Санкт-Петербурга и производить развоз груза уже другим видом транспорта — тем же морским, небольшими контейнеровозами по региону Балтийского моря.

Второй вариант — доставить грузы в Новороссийск и оттуда произвести развоз по всем странам Причерноморья и, более того, по государствам Средиземноморского бассейна.

Если даже исключить Россию из анализа, давайте вспомним гигантские китайские вложения, осуществленные в Пирей (порт в Греции — прим. RuBaltic.Ru).

Кроме того, также планируется осуществить вложения на территории Италии: Китай станет крупнейшим инвестором в транзитно-транспортную сферу этой страны.

Это то, что нужно знать для понимания этой инициативы. И вообще, когда говорится, что бизнес и политика — вещи взаимосвязанные, никто и не спорит. Но важно учитывать, что когда в экономический проект встраивается как самоцель политическая задача, в результате не будет ни нормальной экономики, ни нормальной политики.

— Но по задумке проекта предполагается, что контейнеры из Литвы будут поставлять в столицу Украины бумагу, удобрения, бытовую химию и прочие товары…

— Основной товарооборот между Киевом и Вильнюсом лежит в сфере идеологической пропаганды в отношении России, выбора европейского пути, ценностей и прочих не совсем свежих сюжетов.

Должна быть взаимная дополняемость экономик, предполагающих серьезные транзитные потоки, а ее нет.

Чем торгуют Китай и Европа — понятно, чем торгует Россия с Китаем — тоже. Кому-то может не нравиться наша заостренность экспорта на Восток, но это факт. Это как раз та самая взаимная дополняемость.

Что будет здесь, я не знаю. Не понимаю, о какой бумаге идет речь.

Что же касается удобрений, то для транспортировки белорусских калийных удобрений на Украину Клайпеда не нужна, и Одесса тут тоже ни при чем, поскольку есть совсем иные маршруты. Причем они действующие и не политизированные.

— Литва в годы президентства Дали Грибаускайте была, пожалуй, главным адвокатом Украины в ЕС. Не было ли за этим больше прагматического расчета со стороны Вильнюса, решившего использовать это как механизм экономической экспансии?

— Хороший вопрос. Думаю, что здесь все-таки принцип: политика прежде всего, а экономика потом.

Дело в том, что если посмотреть на структуру народного хозяйства Литвы и Украины, то можно увидеть множество довольно близких или похожих кластеров. Главным образом сельскохозяйственное производство.

Я слабо представляю смысл транспортировки украинской свинины в Литву или литовской на Украину.

Кроме того, данные страны вместе прошли период деиндустриализации.

— Какова позиция Беларуси в данном проекте?

— Я думаю, что Беларуси посредничество интересно. Но Литва и Украина готовы довольствоваться политическими декларациями: Москву позлить, Европе погрозить пальчиком.

Минску же интересны реальные экономические результаты.

Михаил Кришталь


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru