Когда речь идет о косовском урегулировании, Сербии не стоит ожидать от Запада понимания или готовности хоть к каким-то уступкам, которыми можно было бы прикрыться как фиговым листом. Такое мнение высказал EADaily профессор политологии Университета в Баня-Луке и редактор внешнеполитической рубрики американского ежемесячного издания Chronicles Срджа Трифкович, комментируя ситуацию, которая сложилась вокруг политического урегулирования косовского вопроса после встречи сербского руководства с лидерами албанских сепаратистов в Берлине 29 апреля и озвученных позднее новых претензий албанской стороны.
Напомним, что по инициативе лидеров Германии и Франции Ангелы Меркель и Эммануэля Макронав конце апреля в Германии состоялся саммит лидеров стран Западных Балкан, на котором вопрос статуса Косово обсуждался в качестве одного из главных. Президент Сербии Александр Вучич по окончании встречи, посвященной косовскому урегулированию, заявил, что Белград настроен на диалог о будущем Косово, но это не значит, что он должен просто выполнить «список пожеланий» албанской стороны. Он напомнил, что единственным условием Белграда для возобновления диалога с Приштиной является отмена стопроцентных пошлин на сербские товары, введенных сепаратистским руководством края в ноябре 2018 года. Тем не менее, констатировал президент Сербии, «некоторым пошлины важнее диалога». После встречи в Берлине Вучич также заявил о провале его плана о «разграничении» с албанцами, так как против него выступили сербская и албанская общественность, и, кроме того, он не получил соответствующей поддержки международного сообщества.
Сербский эксперт напомнил, что Александр Вучич во время последнего выступления перед СБ ООН в Нью-Йорке в декабре 2018 года практически умолял Запад дать ему хоть что-то, за что можно было бы ухватиться в поиске компромиссного решения по Косово. Тем не менее, «импровизированная» встреча в Берлине, которая «для Белграда была почти унизительной», только подтвердила то, что Запад глух к проблемам Сербии, считает эксперт.
«Она была организована на скорую руку, вне всех действующих механизмов Евросоюза, с очевидным намерением поставить Вучича в положение „десять на одного“. Совсем бессмысленным было участие в этой встрече Дениса Звиздича, временного председателя Совета министров Боснии и Герцеговины. Без особой нужды был приглашен и премьер Албании Эди Рама, и этим албанская команда практически удвоилась. Но в это же время не были приглашены представители Греции, Венгрии, Италии, от которых можно было бы ожидать, что они с пониманием отнесутся к сербской точке зрения», — рассказал Трифкович EADaily.
Поэтому, полагает он, встреча в Берлине не являлась попыткой конструктивно подойти к решению косовского вопроса или возобновить диалог — это было символическое «театральное действие», в котором Вучичу была отведена роль изгоя. По словам Трифковича, все то же самое позже повторилось на региональном саммите в Тиране, где перед самым началом встречи делегации Албании и сепаратистского Косово провели переговоры, а затем сообщили о желании отменить границу и поставить на повестку дня вопрос присоединения к Косово так называемой Прешевской долины (албанское название для региона, который в настоящее время охватывает территорию южных сербских муниципалитетов Прешево, Медведжа и Буяновац).
«Я считаю, что Вучич допустил большую ошибку, когда принял решение остаться в Тиране. Он мог сказать: „Господа, если хозяева этой встречи допускают такие открытые провокации, нам здесь делать нечего“. И берлинский, и тиранский формат бессмысленны, если в них участвуют только страны, признавшие независимость Косово. Правда, в Тиране это формально не было так, потому что был приглашен и председатель президиума Республики Сербской Милорад Додик», — заявил сербский политолог.
По мнению Срджи Трифковича, с точки зрения реальной политики как «искусства возможного» и дипломатии как поиска своеобразного modus vivendi противоборствующих сторон можно констатировать, что Запад не предлагает абсолютно никаких конструктивных решений. «Албанская сторона может себе позволить любую провокацию, начиняя с введения пошлин и вплоть до формирования собственной армии, что является гораздо более серьезной проблемой, чем пошлины. Торговые ограничения можно отменить одним росчерком пера, в то время как армия, если она уже была сформирована, становится постоянно действующим институтом», — отметил он.
Эксперт обратил внимание на тот факт, что в последнее время косовская сторона даже подняла ставки, приняв платформу для переговоров с Белградом, которая содержит требование запросить от Сербии репарации за якобы 12 000 человеческих жертв и 20 000 изнасилованных сербами албанок во время конфликта в конце 1990-х в Косово и Метохии. «Это, конечно, глупости, но они означают, что албанская сторона обостряет риторику, а тем самым и реальную ситуацию, и что она менее готова к диалогу, чем когда бы то ни было раньше. Зачем ей соглашаться на уступки, если каждый ее шаг, каким бы деструктивным он ни был, находит понимание как у Брюсселя, так и у Вашингтона?», — задался вопросом собеседник EADaily.
По мнению Трифковича, в данный момент шансов на достижение конструктивного решения по косовскому вопросу нет.
«Я не люблю термин „замороженный конфликт“, но глупо продавать акции фирмы в момент, когда они низко котируются на рынке. Акции Сербии на западном рынке сегодня очень низко котируются. И поэтому не надо настаивать на необходимости достижения какого-то решения в момент, когда с другой стороны никто ничего и не предлагает: албанцы обостряют свою риторику и решаются на новые провокации, а из Брюсселя, Парижа и Берлина поступают худшие из возможных сигналов, и в этом мы удостоверились, наблюдая за импровизированным цирком, который Макрон и Меркель организовали в конце апреля. Очевидно, что поиск компромисса бесполезен. Надо отложить решение, сохранить статус-кво и дождаться лучших времен», — предположил сербский эксперт.
При этом Трифкович полагает, что эти лучшие времена могли бы наступить скоро, если бы только Александр Вучич использовал сравнительные преимущества Сербии по отношении к Косово. «Тут прежде всего я имею в виду геополитический коридор, который ведет через территорию Сербии в Европу. Если бы он был частично или полностью заблокирован, Косово должно было бы переориентироваться на трансадриатический маршрут в сторону Италии или на очень дорогой и длинный путь через Черногорию и Хорватию. Это тот „ядерный“ вариант, который Белград все еще имеет в своём распоряжении и который надо хотя бы упомянуть в качестве возможности. Если бы эта возможность была реализована, Косово перестало бы функционировать. Конечно, те, кто не хочет, чтобы Сербия это делала, утверждают, что это повлечет за собой международную изоляцию и риск нового иностранного военного вмешательства. Это не так. Если проанализировать геополитическое положение Косово, можно предположить, что подобные шаги Сербии тут же вызвали бы уступки албанской стороны», — пояснил Трифкович.
Отвечая на вопрос EADaily, может ли Сербия, у которой нет возможности рассчитывать на понимание Запада в вопросе косовского урегулирования, позвать на помощь Москву, политолог заявил, что на возможность участия России в переговорах Белграда и Приштины надо смотреть объективно.
«Несмотря на то, что мне лично очень хотелось бы, чтобы Россия вернулась и на Балканы, и в другие регионы в полном объеме, к сожалению, за последние три года её позиции на полуострове полностью ослабли. Мило Джукановичпровернул свою грязную игру вокруг вступления Черногории в НАТО, в результате чего фактически обвел Россию вокруг пальца. В Греции Алексиса Ципраса практически сломали, он ослаб финансово, а значит и политически. В Македонии Запад удачно сменил режим, привел к власти марионетку, которая ускоренным темпом поведет Скопье в Североатлантический альянс. Нереально ожидать интенсивного российского присутствия в Сербии после того, как в ее непосредственном окружении Москва потеряла свои позиции. Я это говорю, учитывая реалии, для меня самого болезненно рассуждать об этом, так как мне лично очень хотелось бы, чтобы было по-другому» — сказал эксперт.
«Если бы российские разведывательные структуры и структуры безопасности вовремя поняли игру Мило Джукановича, они могли бы его остановить. Сложно понять, как одному мелкому жулику удалось так обмануть Москву. Тем временем Ципрас, который вызывал большие надежды, до такой степени попал под западное влияние, что даже выслал российских дипломатов. Также не забудем аферу вокргу „госпереворота“ в Черногории и то, как новое руководство в Скопье полностью склонилось перед Западом и приняло теорию о злокачественном влиянии России на Балканах и вмешательстве Москвы в ход македонского референдума о переименовании страны», — подытожил Срджа Трифкович.
Источник