Понедельник, 14 июня 2021   Подписка на обновления
Понедельник, 14 июня 2021   Подписка на обновления
Популярно
9:58, 01 августа 2019

«Рожденные» вопреки: Как создавались российские «Су», покорившие мир новой геометрией крыла


 

Российские истребители вызывают зависть и восхищение у других стран. Наши машины себя показали даже в самых экстремальных условиях. Эксперты не раз отмечали, что российские «сушки» – истребители «вне поколений», способные на многое. И мало, кто знает, что они «родились» на свет вопреки всему. Их создатель — один из основоположников российской реактивной авиации, Павел Сухой застал две мировые войны, на его долю выпало немало испытаний, он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственного КБ, чтобы затем всё начать сначала. И все же он смог создать истребитель, обеспечивший превосходство России в воздухе на долгие годы вперед.

Будущий основатель знаменитого конструкторского бюро, самолёты которого сегодня считаются одними из лучших в мире, родился 22 июля 1895 года в селе Глубоком Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. Он рос в семье учителя, хорошистом окончил гимназию. После чего начал мечтать о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве.

Мечты о вузе и 33 несчастья

И хотя он не смог попасть в него из-за путаницы с документами, Павел успешно сдает экзамен и поступает на математический факультет Московского университета.  Впрочем, мечты и грезы об училище все равно не отступают. Проходит год, и Павел снова пробует поступать в Техническое. На сей раз – успешно. Будучи студентом, он тут же записывается в кружок воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.

Но судьба явно испытывала стремления Павла Сухого к полетам и инженерному делу. Началась Первая мировая, и встречи с соратниками по кружку пришлось перенести – студента мобилизовали в армию.

До октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, намереваясь во что бы то ни стало закончить свою учебу. Но и тут, как говорится, мимо. Техническое училище было закрыто.

«Рожденные» вопреки: Как создавались российские «Су», покорившие мир новой геометрией крыла

Судьба не один раз испытывала стремления Павла Сухого к полетам. Фото: globallookpress.com

 

Сухой принял нелегкое решение – отказаться от мечты и вернуться в Белоруссию. Там на его голову свалились новые испытания: это и поляки, оккупировавшие западные территории, и голод, и тиф, и скарлатина.

От дирижаблей к самолетам

В 1920 году Техническое училище в Москве снова распахнуло свои двери для студентов, начался новый набор. Павлу Сухому было на тот момент 26 лет. Но не теряя времени на раздумья, он тут же мчится в Москву.

Днем он прилежно учится, а вечером подрабатывает в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института. Руководителем дипломного проекта у Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев, который и разглядел в своем студенте большой талант и огромный потенциал.

Павел Сухой заканчивает учебу в 30 лет. Получает предложение от Туполева работать вместе и вступает в должность инженера-конструктора.

Высокая работоспособность, равно как и неординарное мышление и умение находить оригинальное решение для сложнейших задач не только пригодились Сухому, но и значительно  выделили его среди других авиаинженеров. В скором времени он становится заместителем главного конструктора. Фактически – «правой» рукой Туполева.

И снова испытания судьбы

Дальше он начинает заниматься проектами истребителей И-4, И-14, а также самолёта АНТ-25, на котором был осуществлён перелёт в США через Северный полюс.

«Рожденные» вопреки: Как создавались российские «Су», покорившие мир новой геометрией крыла

Революционные проекты Павла Сухого замораживали, а его конструкторское бюро закрывали. Фото: globallookpress.com

 

Его первый собственный проект – Су-2 начал выпускаться серийно уже с 1940 года. Всего было создано около 900 машин.

Впрочем, несмотря на это, Су-2 не снискал себе славы, несмотря на то, что гибли в бою в среднем в два раза реже, чем их аналоги – бомбардировщики Пе-2.

Однако работы по созданию истребителей Павел Сухой и не думал заканчивать. Су-6 в 1943 году был удостоен национальной премии. Но, к сожалению, здесь снова судьба решила испытать на прочность силу воли и намерения Павла Сухого. К тому времени у него было свое собственное КБ, которое пришлось закрыть в 1949 году – в Подмосковье во время испытательного полёта потерпел катастрофу истребитель-перехватчик Су-15.

И хотя вины КБ Сухого в происшествии не было, а сам лётчик благополучно приземлился на парашюте, тем не менее бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил.

Измененная геометрия

Проекты «Су» были заморожены. Но Павел Сухой не сдавался, и уже в 1953 году его КБ было снова открыто. Причем второе рождение КБ Сухого по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Спустя время удается создать Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла, который обеспечил превосходство России в воздухе на долгие годы вперед.

«Рожденные» вопреки: Как создавались российские «Су», покорившие мир новой геометрией крыла

Павел Сухой смог создать истребитель, обеспечивший превосходство России в воздухе на долгие годы вперед. Фото: globallookpress.com

 

Всего под руководством Павла Сухого было разработано около полсотни конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении. Примечательно то, что с 1960 года бюро Сухого становится лидером в военном авиастроении, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. 

Выдающийся авиаконструктор умер в возрасте 80 лет, 15 сентября 1975 года в Москве. Золотой медалью имени академика Туполева Академии наук СССР его наградили посмертно. И кстати,   Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенным подобной награды.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2021 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru