Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
9:34, 17 июня 2019

Развитие искусственного интеллекта в странах мира: США, Китай, Великобритания


Развитие искусственного интеллекта в странах мира: США, Китай, Великобритания

Развитие искусственного интеллекта в странах мира: США, Китай, Великобритания

Предлагаем вашему вниманию серию публикаций об актуальных подходах ведущих технологических государств к развитию и использованию технологий искусственного интеллекта (ИИ). Начнём обзором стратегий США, Китая и Великобритании в отношении ИИ.

США

Цели 

  1. Удержание мирового лидерства через лидерство в области ИИ.
  2. Создать систему вооружений на основе имеющихся только в США технологий, которую ни одна страна в мире не сможет ни скопировать, ни применить.

Подходы

ИИ является важной технологией для опережения потенциальных противников и сохранения американского технологического преимущества; «победитель получает всё»; гонки вооружений неизбежны, но ими можно управлять; предотвращение военного использования ИИ невозможно; ИИ может стать мощным инструментом «мягкой силы».

Приоритетные направления

Военные цели, включая кибероперации, IT, производство, здравоохранение, судебная система.

Преимущества страны

  1. Американские компании лидируют в разработке технологий ИИ, в том числе технологий т.н. военного ИИ.
  2. Кремниевая долина является центром политики и экономики ИИ, а также образцом подражания для Европы.
  3. ИИ назван высшим национальным технологическим приоритетом и высшим бюджетным приоритетом для всех американских органов власти в 2019 – 2020 годах (июль 2018, меморандум Белого дома).
  4. США присоединились к инициативе Великобритании по изучению возможностей и рисков применения технологий ИИ в военных целях.
  5. Установлен примат (верховенство) национального законодательства.

Слабые стороны

  1. Конкуренция со стороны Китая, угрожающая абсолютному лидерству в области ИИ.
  2. Возможный паритет в вооружениях с применением ИИ между США и Китаем (по оценкам российских экспертов).
  3. Большая часть военных разработок на базе ИИ противоречит существующим международным нормам.
  4. Необходим постоянный приток талантливых специалистов в области ИИ из других стран.
  5. Широкое присутствие в научно-исследовательских кругах представителей Китая, которые собирают информацию о прорывных наукоёмких технологиях, получают высшую квалификацию в передовых технологиях и уезжают учить и работать в Китай.
  6. Развитие ИИ в США встречает больше барьеров в сопряжении потенциала военного и коммерческих секторов, чем в Китае.

Возможные негативные последствия

  1. Использование в боевых действиях слабо охваченных международным правом технологий четвёртой промышленной революции может спровоцировать возникновение неконтролируемой среды.
  2. Военные разработки на базе ИИ представляют собой экзистенциальную угрозу существованию человечества.
  3. Слабые, по традиционным методам оценки, государства и негосударственные субъекты смогут удалённо наносить высокоточные удары даже по сильным государствам.
  4. ИИ автоматизирует кибератаки, что сделает эту технологию доступной на чёрном рынке.
  5. «Алгоритмическая дискриминация» пользователей или групп граждан из-за личных пристрастий программистов и из-за некорректных данных, обрабатываемых ИИ-системами.
  6. Треть мужчин в США в возрасте от 25 до 54 лет потеряют работу к концу этой половины столетия из-за ИИ.

Текущие достижения

  1. Развитие ИИ в США оценивается в 33% от общего уровня развития ИИ в мире (100%).
  2. Лидерство в технологиях военного ИИ – главная задача принятой Третьей инновационной оборонной инициативы США.
  3. Учреждена временная Комиссия национальной безопасности по ИИ (март 2018).
  4. Создана межведомственная структура для рассмотрения прогресса в области технологий ИИ. Члены комиссии назначаются министром торговли, министром обороны и руководством отдельных комитетов Конгресса США.
  5. В деятельность по исследованию военного ИИ вовлечены многочисленные структуры военного и разведывательного сообщества, включая Управление перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA), Научно-исследовательскую лабораторию Военно-воздушных сил (AFOSR), Исследовательскую лабораторию Сухопутных войск (ARL), Институт поведенческих и социальных наук Сухопутных войск (ARI), Управление НИР Военно-морских сил (ONR). Большую работу ведут национальные лаборатории, «мозговые центры» и университеты.
  6. Учреждён Объединённый центр ИИ, который консолидирует усилия национального военного сообщества по разработкам в сфере ИИ. Только на координацию программ военного ведомствам, предполагающего использование ИИ, выделено 1,7 миллиарда долларов США на шесть лет.
  7. Более 600 программ министерства обороны США предполагают использование технологий ИИ.
  8. Project Maven – наиболее значимый и успешный проект в министерстве обороны США. Реализуется подразделением по ведению «алгоритмических боевых действий». Цель проекта – перейти от разовых попыток применения ИИ в вооруженных силах к беспрерывности этого процесса. Текущая частота внедрения инноваций – каждые три месяца.
  9. В законе о национальном оборонном бюджете США на 2019 год сказано о полной допустимости использования американскими вооруженными силами «нетрадиционных технологий», включая ИИ.
  10. Законодательное закрепление тезиса о том, что все высокие технологии социальной, когнитивной, организационной, иных сфер (где используется ИИ) имеют двойное назначение.
  11. Доступные всем онлайн-переводчики, беспилотный транспорт, системы выявления раковых заболеваний, анализа спутниковых снимков, а также организации киберзащиты.

Первоочередные шаги

  1. Обязатать компании и научные учреждения информировать государство о возможностях ИИ в военном деле (двойном назначении технологий ИИ).
  2. Предоставить дополнительные ресурсы для содействия сотрудничеству между сообществом национальной безопасности и коммерческой отраслью ИИ.
  3. Определить, какие программы ИИ следует ограничить международными договорами.

Стратегические усилия

  1. Приоритетное внимание фундаментальным исследованиям в области ИИ с акцентом на исследовательские инициативы, в которые не планирует инвестировать частный бизнес.
  2. Сокращение разрыва между знаниями об ИИ, которые есть на рынке и у должностных лиц, принимающих решения, для формирования законодательства и обеспечения эффективного регулирования новых технологий.
  3. Контроль коммерческой деятельности, связанной с развитием ИИ, через поощрение или сдерживание её в определённых аспектах.
  4. Контроль стоимости и сложности разработки технологий ИИ для своевременной корректировки национальных интересов США.
  5. Установление баланса между законным и противоправным использованием технологий, влияющих на национальную безопасность.
  6. Усиление сотрудничества с ключевыми игроками на международной арене, включая правительства, международные организации, промышленные и академические круги.

Китай

Цель

Стать «научно-технической сверхдержавой», мировым центром инноваций в области ИИ (лидером во всех областях ИИ) с активной коммерческой индустрией ИИ и лидером в создании промышленных роботов.

Подходы

Проводится политика «приоткрытой двери», когда Китай берёт у открытого рынка новейшие технологии и лучших специалистов, одновременно не давая иностранным компаниям закрепиться на своём рынке. Поощряются поглощения иностранных компаний для получения доступа к технологиям, обязательным условием выхода иностранных компаний на китайский рынок всё чаще становится передача технологий. Проповедуется технонационализм, предполагающий агрессивную защиту китайских компаний от зарубежных конкурентов и поглощений, а также обеспечивается распределение международных рынков между китайскими компаниями таким образом, чтобы они не конкурировали между собой.

Приоритетные направления

Социальное устройство государства, общественные и судебные услуги, медицинское обслуживание и общественная безопасность, военное дело.

Преимущества страны

  1. За последние несколько лет Китай совершил рывок в развитии технологий ИИ и стал второй страной в этой области.
  2. В июле 2017 Госсоветом Китая принят «План развития ИИ нового поколения», который синхронизирует усилия национальных и местных органов власти, частных компаний и академических кругов в занятии лидирующей позиции в области ИИ при их высокой заинтересованности.
  3. План взаимоувязан с главными стратегическими документами Китая и дополняет их. Развитие ИИ и других сквозных технологий идёт параллельно. Для плана развития ИИ установлен приоритет шестой приоритет среди 69 основных задач центрального правительства Китая.
  1. Китай знает свои сильные и слабые стороны и учитывает их в плане. Высшие китайские руководители и эксперты хорошо осведомлены о стратегиях и возможностях США, ЕС, Японии и Великобритании. В гонке ИИ Китай ориентируется на лидера – США.
  2. Всеобъемлющий государственный контроль данных граждан своей страны и использование их для развития собственных компаний-лидеров.
  3. Китайский подход к защите данных предполагает политику обеспечения контроля китайских компаний над ценными данными (вероятно, и данными пользователей из других стран тоже), в том числе за счёт хранения данных о китайских пользователях на территории страны, обязательного использования национальных стандартов Китая в областях, связанных с ИИ, включая облачные вычисления, промышленное программное обеспечение и большие данные.
  4. Экономическая выгода является основной движущей силой развития ИИ в Китае.
  5. Развитие ИИ во всех направлениях одновременно всеми доступными способами, даже если способ достижения цели не определён.

Слабые стороны

Китай отстает от США по трём направлениям ИИ (аппаратное обеспечение для машинного обучения и выполнения алгоритмов ИИ, исследование и разработка алгоритмов ИИ, создание коммерческой экосистемы ИИ), но выигрывает в доступе к данным.

Проблема

Низкая осведомленность общества о проблемах безопасности ИИ.

Текущие достижения

  1. Развитие ИИ в Китае оценивается в 17% от общего уровня развития ИИ в мире (100%). По данному показателю Китай уступает только США.
  2. В развитие ИИ инвестированы средства государственного масштаба.
  3. Китай прилагает максимум усилий по достижению целей и уже добился ряда знаковых побед, говорящих о правильности выбранного подхода.
  4. В крупнейших IT-компаниях государством созданы «партийные комитеты» и покупаются «управляющие пакеты» акций для усиления контроля за исполнением государственных задач бизнесом и научным сообществом.
  5. Центральное правительство Китая отбирает наиболее эффективные компании и помогает им в развитии национальных инновационных платформ ИИ.
  6. На государственном уровне определены приоритеты развития ИИ.
  7. Высокая эффективность программы привлечения специалистов в области ИИ из-за рубежа и возвращения соотечественников на Родину после обучения в ведущих университетах и работы в компаниях – лидерах в области ИИ.

Первоочередные шаги

  1. Повысить эффективность программ по привлечению из-за рубежа и обучению в стране талантливых исследователей, разрабатывающих алгоритмы ИИ.
  2. Повысить доступность больших данных как важнейшей составляющей развития ИИ для национальных компаний и усложнить возможность конкуренции со стороны иностранных компаний.

Стратегические усилия

  1. Обеспечение высокой степени государственной поддержки и участия в получении технологий и талантов, а также поддержки компаний – «национальных чемпионов».
  2. Повышение роли государства в финансировании проектов ИИ и создании коммерческой экосистемы ИИ.

Великобритания

Цель

Стать лидером в регулировании ИИ. 

Подходы

Слабое государственное регулирование и усиленное финансирование от государства, бизнеса и частных лиц (краудфандинг), комплексный подход к созданию благоприятных условий для развития ИИ, включающий в себя развитие цифровой инфраструктуры, упрощение оформления разрешений на работу и доступности нецифровой инфраструктуры (стоимость проживания, удобство передвижения, офисы в лучших районах города, экология).

Значимые направления

Повышение эффективности услуг, прогнозирование спроса на них и возможность сделать их более персонализированными, содействие принятию государственных решений, сокращение случаев недобросовестного использования ИИ и устранение ошибок в данных, улучшение обслуживания за счёт лучшего понимания целевой аудитории.

Преимущества страны

Великобритания считает себя мировым лидером в области этических стандартов для робототехники и систем ИИ.

Слабые стороны

  1. «Утечка мозгов», когда люди покидают страну в поисках работы или учёбы, а потом не видят причин возвращаться домой.
  2. Существенно меньшие финансовые возможности, чем у США и Китая.
  3. Выход из ЕС.

Проблемы

  1. Повышение уровня безработицы
  2. Системные сдвиги в структуре рынка труда.

Текущие достижения

  1. ИИ используется для повышения эффективности и совершенствования цифровых услуг, изучения землепользования с применением спутниковых фотографий и многого другого.
  2. В апреле 2018 правительство опубликовало стратегический документ об ИИ, в котором говорится, что в сотрудничестве с промышленностью и научными кругами будет создан совет по ИИ. Этот совет будет руководить деятельностью по развитию ИИ, контролировать осуществление государственной политики в данной области, поощрять промышленность и консультировать правительство по вопросам ИИ. Кроме того, правительство создаст отдел ИИ для работы с советом и будет содействовать реализации национальной стратегии в этой области и сотрудничать с другими правительствами.
  3. Совместно с Канадой и Израилем занимает ключевые позиции в формирующейся экосистеме ИИ (по оценке французских экспертов).

Первоочередные шаги

Увеличение инвестиций в НИОКР в области ИИ – планируется выделить из бюджета на эти цели 75 миллионов фунтов стерлингов, подготовить 450 докторов наук в разных областях ИИ и создать центр этики данных и информационных инноваций.


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru