Тема сравнения «Грипена» и «Сухого»
В феврале на «ВО» вышли две нашумевшие статьи: раз и два, посвященные сравнению «Грипена» с самолетами Сухого.
Saab JAS 39 Gripen E
С того времени тема незаслуженно заглохла, хотя вопрос важный и, к сожалению, недостаточно подробно разобранный. Стоило бы подойти к тематике с «холодной головой» и провести вдумчивый анализ как ТТХ самолетов, так и вооружений, поскольку разбор отдельных компонентов в отрыве от состояния военного потенциала просто лишен смысла.
Уберем за рамки вопрос о том, зачем нам воевать со скандинавами. Представим себе, что так получилось, и всё тут.
Опасный и недооцененный?
Первым делом разберем тезисы автора:
1. JAS 39 «Gripen-NG» – опасный и недооцененный враг, который представляет большую угрозу нашим «сушкам».
2. Бортовая РЛС на базе АФАР (активная фазированная антенная решетка), установленная на шведских истребителях, обладает серьезными преимуществами над российскими ПФАР (пассивная фазированная антенная решетка) «Барс» и «Ирбис».
3. Ракеты класса воздух-воздух «Meteor» могут уничтожать наши «сушки» за радиусом действия ракет, выпущенных с наших истребителей.
4) EA-18G «Growler», которые в будущем встанут на вооружение Финляндии, значительно снизят эффективность БРЛС наших «сушек», усугубляя и так безрадостную картину противостояния.
5) Благодаря «Метеорам» «Грипен» сможет уничтожать наши самолеты с высоты 1-2 км над уровнем моря, скрываясь на фоне земли как от БРЛС, так и от ПВО за радиогоризонтом.
6) Наши ОТРК «Искандер» не могут быть эффективны против скандинавской авиации, поскольку авиация отрабатывает взлет-посадку с автомобильных дорог и вспомогательных аэродромов, а значит, удар по инфраструктуре скандинавов в целом ничего не изменит.
EA-18G «Growler»
Это интересные тезисы. Формально они правильные. На бумаге. По сути же, как говорил Ленин, это чистое издевательство.
Учитывайте параметры
Огромным заблуждением большинства тех, кто сравнивает между собой ТТХ различной военной техники, является представление о статичности параметров того или иного образца. К примеру, если у «Грипена-Е» перегоночная дальность составляет 4000 км, то это не значит, что он может бомбить цели на расстоянии 4000 км. Это значит, что он может слетать на расстояние 2000 км от базы с тремя подвесными топливными баками (ПТБ) на максимально возможной высоте и при минимально возможной экономичной скорости. Без вооружения.
С тремя ПТБ объемом от 1100 до 1700 литров + максимально возможным набором ракет воздух-воздух на всех подвесках его радиус составит уже 1500 км, а в конфигурации воздух-земля + ПТБ всего 1200-1300 км. И это на максимальной высоте и при экономичной скорости, всего с тремя тоннами вооружения!
Аэродинамический профиль самолета при таких конфигурациях сильно ухудшится. «Грипен» не сможет активно маневрировать, не избавившись от нагрузки, у него сильно упадет предельный потолок, а сопротивление воздуха из-за ПТБ усилится настолько, что сверхзвуковой полет будет просто невозможен. Если «Грипен» будет использовать при такой конфигурации форсаж, то дальность его полета упадет еще больше. Длительность форсажа для истребителей составляет считаные минуты – всего 10-12 минут «полного газа» и можно «дергать ручку» из-за расхода топлива, и это актуально не только для «Грипена», но и для всех других истребителей.
Су-30СМ
Почему «Грипену» высота и сверхзвук важнее, чем «Сухому»? Потому, что «Грипен» — это легкий истребитель, который, столкнувшись с «сушками», будет вынужден из-за ограничений по запасу топлива навязывать инициативу, а именно сразу сбросить ПТБ, вне зависимости от остатка в них топлива и атаковать «сушку», набрав высоту и максимальную скорость, дабы реализовать возможности ракеты «Метеор» (к данной ракете мы вернемся ниже), а затем разворачиваться и на всех парах лететь назад.
Эффективный радиус Грипена при такой схеме редко будет превышать 600-800 км из-за применения форсажа. Если противостояние затянется, и «Грипену» не удастся навязать инициативу, то «сушка» будет обладать большим преимуществом просто в силу запаса топлива и сможет поймать «Грипен», когда у того останется горючего только на обратный полет.
Итак, первое преимущество «сушки» над «Грипеном» – чтобы летать на расстояние примерно в 1000 км, «сушке» не нужно подвешивать топливные баки и превращаться в «летающую корову», отказываясь от своей маневренности и скорости.
В следующей части мы рассмотрим особенности работы бортовой электроники, которые многие упускают из виду.
Продолжение следует…
Автор:
Николай Маратов