Фото: narupong sooknatee / Shutterstock.com
На «Прямую линию» с Владимиром Путиным, прошедшую 20 июня, поступило обращение от российских пчеловодов, в котором они просят президента принять меры в связи с массовой гибелью пчёл в России. Тревогу бьют экологи, учёные, зоозащитники. Что происходит?
Автор:
Кучер Егор
Более чем десять регионов России в 2019 году заявили о массовой гибели медоносных пчёл. Масштабы явления таковы, что в самую пору говорить не об отдельном происшествии, а о перспективах большой экологической катастрофы в нашей стране.
Природа и в целом окружающая среда – тонкий и хрупкий механизм. Не секрет, что механизм этот сейчас серьёзно страдает от вмешательства человека. Можно бесконечно говорить о парниковых газах, растущих угрозах от накопления углекислоты в атмосфере, таянии ледников, о вымирании отдельных видов животных, которых ради их спасения заносят в Красную книгу, и других проблемах.
События последних лет в мире и в России говорят о том, что вскоре краснокнижным животным может стать самая обыкновенная медоносная пчела. Казалось бы, что может угрожать этому насекомому? Мы привыкли, что пчёлы есть, их много, как и пыльцы на бескрайних лугах России, напоенных ароматом диких цветов. Мёд вовсе не стал дефицитным товаром, а по всей стране работает множество частных и государственных пасек, где пчёлы чувствуют себя вполне хорошо.
Однако с этим не согласны пасечники, столкнувшиеся с повальной гибелью этих насекомых. Вместо привычной деятельности они улетают и не возвращаются в ульи или «сходят с ума», а затем умирают прямо на глазах своих хозяев. На пасеках в деревнях Саратовской, Ростовской и других областей центральной России погибших пчёл приходится убирать при помощи лопат и вёдер.
Что происходит
О падеже пчёл в России сообщается уже не первый год, однако гибель этих насекомых в 2019 году обретает характер стихийного бедствия. Тревогу бьют пчеловоды Мордовии, Курской, Воронежской, Липецкой, Саратовской, Брянской, Рязанской, Ростовской, Нижегородской и Ульяновской областей. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, которые приводит профильное издание «Мир пчеловодства», в России насчитывается около 3 млн пчелосемей. В 2018 году погибло более 100 тыс. семей, а в 2019 году темпы ускорились. Сейчас даже специалисты не могут точно сказать, сколько пчелосемей перестали существовать в 2019 году, но им очевидно, что таковых в несколько раз больше.
Фото: Perutskyi Petro / Shutterstock.com
Из регионов заявления звучат бесперебойно: «Саратовская область, город Петровск. 20 заявлений от пчеловодов в прокуратуре, побрызгали горчицу!»; «Поднимайте зоозащитников по всей стране, делу необходимо придать максимальную гласность»; «В Ростовской области, Миллеровский район тоже многие лишились пасек»; «В Воронежской области тоже пчёлы погибли… после обработки полей»; «В деревне Кашка Тетюшского района Республики Татарстан произошла массовая гибель лётной пчёлы 17 июня 2019 г. Более 500 пчелосемей практически уничтожены. Это произошло вследствие опыления рапса ядохимикатами в дневное время», и так далее.
На «Прямую линию» Владимира Путина, прошедшую 20 июня 2019 года, было направлено обращение пчеловодов, которые потребовали принять меры против массовой гибели пчёл в России. Пчеловоды и учёные заявляют: в исчезновении пчёл виноваты опасные для них и человека пестициды и гербициды, которыми сельскохозяйственные предприятия обрабатывают поля.
Такая деятельность в нашей стране не является запрещённой. Опрыскивать поля химикатами можно, если заранее предупредить владельцев пасек о предстоящей обработке, чтобы те не выпускали пчёл из ульев. При обработке с воздуха необходимо выдержать «зону отчуждения» в пять километров от ближайшей пасеки, чтобы исключить отравление пчёл.
Однако пчеловоды говорят, что сельхозпредприятия совершают нападение без предупреждения и в регионах просто ничего заранее не знают об обработке ближайших полей. К тому же далеко не факт, что если бы пасеки были предупреждены, то контакт с отравленными ранее растениями остался бы для пчёл без последствий.
Проблема усугубляется тем, что доказать связь между опрыскиванием полей пестицидами и гибелью пчёл практически невозможно. Ведь этим насекомым грозят также вирусы и клещи, грибки и инфекции. Хотя на самом деле очевидно, что к такой массовой гибели привело заражение одной или несколькими пчёлами всего улья, что характерно для отравления именно ядовитыми химикатами.
На «Прямую линию» Владимира Путина, прошедшую 20 июня 2019 года, было направлено обращение пчеловодов, которые потребовали принять меры против массовой гибели пчёл в России. Фото: www.globallookpress.com
Пчела – важная часть экосистемы
Чтобы понять, насколько важны пчёлы, следует посмотреть на их функцию в природе. Медоносная пчела (Ápis melliféra) известна человеку по крайней мере 5 тыс. лет. Говорить о ней лишь как о производителе мёда, перги, маточного молочка – крайне неверно. Пчела выполняет важнейшую функцию в экосистеме, опыляя 30% мировых культурных растений и 90% диких растений на всей планете. Поэтому очень сложно переоценить ту пользу, которую пчёлы приносят как дикой природе, так и мировому сельскому хозяйству.
Здоровая экосистема предполагает, что пчёлы в дикой природе трудятся на лугах с полевыми растениями, опыляют плодовые деревья, кусты с ягодами и многое-многое другое. Проблема современности состоит в том, что у пчёл практически не осталось естественной среды обитания. В подавляющем большинстве стран мира из-за развития сельского хозяйства встречаются районы, сплошь засеянные какой-либо одной культурой, тогда как до этого там были дикие луга, поля или леса. Даже если не брать в расчёт химикаты, которыми обрабатывают поля, медоносной пчеле уже почти негде «пастись».
Природа в целом и отдельные экосистемы в частности – тонко сбалансированный механизм. Если, например, какой-либо вид насекомых вымирает, то это становится проблемой для тех, кто от него зависит. В случае с пчелой – без неё не будет нормального опыления растений, начнется разрушение экосистемы как бы изнутри. Плодовые деревья, например, не дадут в достатке урожай в дикой природе, а ведь их плоды – часть пищевой цепочки, ими питаются птицы и некоторые млекопитающие. То же самое можно сказать про ягоды и цветы. Получается, что из-за вымирания пчёл страдают все обитатели экосистемы, а растения просто не могут нормально размножаться.
Сегодня медоносная пчела активно служит человеку на пасеках, опыляя соседние поля в радиусе пяти километров и повышая тем самым урожайность как культурных, так и диких растений. Так, по данным Минсельхоза России, пчёлы опыляют 52 из 115 продовольственных товаров глобальной важности. В год пчёлами опыляется растений на 15 млрд долларов.
Пестициды, гербициды, инсектициды…
В погоне за урожаями и внешней привлекательностью плодов сельхозпредприятия уже давно не гнушаются применять целый ряд синтетических соединений. Цель – уберечь урожай от насекомых-вредителей и избавить посевы от сорняков. В России и в мире наиболее применяемым веществом является глифосат, известный под торговой маркой RoundUp.
Синтезировавшая его корпорация Monsanto уже не одно десятилетие заваливает мир ГМО-продукцией, трансгенными семенами растений и химикатами для обработки полей. Глифосат входит в состав почти всех препаратов, которые применяются сегодня не только крупными сельхозпредприятиями, но и частными фермерами. Прямая функция глифосата – убивать сорняки на полях с культурными посевами.
Международное агентство по изучению рака Всемирной организации здравоохранения в 2015 году назвало глифосат канцерогенным веществом, опасным для человека. В 2017 году Комитет по оценке риска Европейского агентства по химическим реагентам заявил, что глифосат способен вызывать повреждения глаз, является канцерогеном, мутагеном и веществом, токсичным для репродуктивной системы. Имеются также данные о том, что глифосат напрямую влияет на возникновение онкологии. Корпорация Monsanto уже проигрывала в США иски от фермеров, которые заявляли, что получили рак из-за применения RoundUp. По данным ФГБУ «Россельхозцентр», на российские поля в 2018 году было вылито 65,1 тыс. тонн химикатов. В том же году Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов расширился 53 новыми названиями. Среди них 19 гербицидов (к ним относится глифосат и содержащие его препараты), 11 фунгицидов, 9 инсектицидов, 9 протравителей и 5 регуляторов роста растений. Удивительным образом этот факт совпал с одобрением Федеральной антимонопольной службой (ФАС) слияния двух крупнейших корпораций – Byer и Monsanto в российской юрисдикции, открыв этим предприятиям дорогу на наш рынок.
Мировая проблема
Однако проблема вымирания пчёл – не российская, а общемировая. Примечательно, что США стали первой страной, массово применившей глифосат и столкнувшейся с гибелью пчёл. Минсельхоз США уже сообщал, что если в 1947 году в стране насчитывалось около 6 млн колоний медоносных пчёл, то в 2015 году их осталось лишь 2,5 млн. Пчёлы стали пропадать в США целыми семьями в 2006 году. С тех пор популяция медоносной пчёлы сокращалась в стране на треть каждый год до 2009 года, пока не вмешались власти. Однако гибель этих насекомых до сих пор остаётся бичом американских сельхозпроизводителей.
Как итог – в США резко упала урожайность целого ряда культур. Пострадали плодовые деревья и кустарники – около 80 культур. Больше всех досталось яблоням и миндалю, недобор урожая которых с 2009 по 2012 год составил около 30%. Однако яростная борьба американских зоозащитников с пестицидами упёрлась в стену, имя которой – корпоративное лобби. В настоящий момент в США всё ещё расследуют случаи давления на свидетелей и истцов, а также подделку результатов анализов корпорацией Monsanto.
В сентябре 2018 года в журнале Национальной академии наук США (PNAS) вышла разгромная статья, в которой утверждается, что глифосат провоцирует гибель медоносных пчёл по всему миру, что несет огромные риски для человека и мировой экономики.
PNAS ссылается на исследование Техасского университета в Остине. Ученые установили, что после контакта с растениями, подвергшимися обработке глифосатом, активным компонентом RoundUp, пчёлы теряют жизненно важные бактерии в кишечнике, лишаются иммунитета и погибают. Вывод в статье: глифосат – серьёзнейший фактор сокращения мировой популяции пчёл.
Проблема гибели пчёл не является новой и для Европы. Значительное снижение их популяции за последние 15-20 лет отмечается в Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Испании, Франции. По сообщению Deutsche Welle, в 2018 году страны ЕС запретили применять три пестицида, убивающие пчёл. Это решение в Еврокомиссии 27 апреля 2018 года поддержали 16 стран из 28. Голосование сопровождалось заявлениями о том, что если Европа не запретит инсектициды, содержащие неоникотиноиды, то страны ЕС вскоре столкнутся с экологической катастрофой из-за исчезновения медоносной пчёлы.
Выход есть
Отдельно отметим тот факт, что гибель пчёл означает снижение производства мёда. Как следствие, мировые цены на этот продукт будут лишь расти, а финансовые потери затронут и самих сельхозпроизводителей, которые так бездумно распыляют на полях яд.
Фото: Dirk Daniel Mann / Shutterstock.com
Однако в России всё остаётся по-прежнему. В обращении к Путину пчеловоды посетовали на необходимость законодательного регулирования применения пестицидов, гербицидов и инсектицидов. Сегодня Россия могла бы быть основным поставщиком мёда на мировой рынок. До 1917 года именно Российская империя снабжала мёдом, пергой и маточным молочком императорские дворы всей Европы. Пальма первенства в наши дни принадлежит Китаю, однако потребители жалуются на качество китайского мёда, кроме того, в Поднебесной тоже отмечены случаи массовой гибели пчёл из-за пестицидов.
Совершенно очевидно, что главный выход – полный запрет на применение глифосата и других отравляющих веществ. Специалисты уверены, что в России, как и в Европе, необходимо запретить распыление пестицидов, содержащих неоникотиноиды (торговые марки «Борей», «Эфория», «Декстер», «Кинфос», «Фаскорд» и ряд других). Необходимо поставить под жёсткий контроль распространение в нашей стране таких препаратов, как Имидаклоприд, Тиаметоксам, Клотианидин, Тиаклоприд и Ацетамиприд. По данным справочника Pesticidy.ru, в настоящий момент в России применяется 98 таких препаратов, опасных для насекомых, включая пчёл, а также для мелких млекопитающих, птиц и, конечно, для человека.
Как выйти из сложившейся ситуации? Специалисты уверены, что необходимо в корне менять сельскохозяйственную систему и АПК страны. Как уже рассказывал Царьграду губернатор Белгородской области Евгений Савченко, в России необходимо вводить современные технологии земледелия, и тогда необходимости в химии просто не будет или же она будет сведена к минимуму.
Опыт показывает, что там, где уже 4-5 лет обработка новой технологией – там практически уже никаких глифосатов можно не применять. Нет необходимости. Создаётся мульчирующий слой, и сорняки уже не культивируются. Их просто там нет. Растут только культурные растения. Но это должна быть длительная программа. Необходимо достраивать всё агрономическое сообщество,
– сказал Савченко.
Он отметил, что в Белгородской области уже применяются так называемые технологии no-till, не предполагающие пахотную обработку почвы. При «ноу-тилле» верх почвы покрывается мульчирующим слоем, в котором и растут культуры. Сорняков почти нет, кроме этого, у культур повышаются запасы воды, а экосистема плодородного слоя не нарушается.
Существует и другой альтернативный способ – strip-till. Он предполагает щадящую обработку почвы. Для посевной используют так называемое полосное рыхление на глубину прикорневого слоя растений, одновременно вносят удобрения. Таким образом, для растений создаётся идеальная среда, которая также покрыта мульчирующим слоем. Но главное – «стрип-тилл» предполагает оставление между рядами целых полос нетронутой земли, что как раз важно для естественной среды.
И если принцип no-till способен вызвать некоторое снижение урожайности ряда культур, то strip-till, как утверждают европейские аграрии, повышает урожайность на 15-25%. И никакого глифосата или неоникотиноидов. Это уже не говоря об экономии времени и топлива на посевную работу, а также о сбережении ресурсов земли.
Пока же российским аграриям оказывается проще всё делать по старинке – распахивать сотни гектаров полей, а затем заливать их глифосатом от края до края. Примечательно также и то, что тем же пчеловодам в итоге пришлось обращаться к Владимиру Путину, чтобы попытаться остановить вымирание пчёл, тогда как местные власти и аграрные холдинги делают вид, что ничего не происходит.
Важно осознать и самое главное – гибель пчёл неминуемо указывает на гибель экосистемы и приближение экологической катастрофы. И никакими химикатами впоследствии исправить это будет невозможно. Поэтому в нашей стране необходим комплексный подход к сельскому хозяйству, модернизация способов земледелия и отказ от химикатов. На кону не только жизнеспособность экосистемы и сохранение популяции пчёл, но и здоровье человека.