Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
15:22, 28 мая 2019

Почему Россия не признает донбасские республики


Юрий Апухтин

Почему Россия не признает донбасские республики

Судьба и будущее непокоренного Донбасса уже пять лет остаются неразрешенными, и на его территории продолжается война, конца которой пока не предвидится. За это время не найдено ни политического, ни военного решения этого конфликта. Пока что единственным документом урегулирования остаются Минские соглашения, признанные и на международном уровне.

Несмотря на явную бесперспективность реализации соглашений, все причастные к противостоянию постоянно заявляют, что альтернативы Минску нет. Естественно, встают вопросы, почему соглашения не выполняются и тем не менее от них не отказываются и почему не предложено другого более действенного механизма урегулирования конфликта.

Известно, что для прекращения любой войны необходимо устранить причины, приведшие к нему, без чего он принципиально не может быть разрешен.

Причиной конфликта был осуществленный при содействии США государственный переворот в Киеве и вооруженный ответ Донбасса на стремление пришедших к власти неонацистов силовым путем ассимилировать все население в укробандеровцев. Развязывание войны на границах России входило и в планы США по превращению Украины в антироссийский плацдарм и втягиванию России в вооруженный конфликт с Украиной.

Успехам США на Украине способствовало невмешательство в происходящее, кроме известных событий в Крыму, российского руководства. Массовые протесты на Юго-Востоке, референдум о независимости и народное вооруженное восстание на Донбассе происходили не только без участия Москвы, но вопреки ее воле и желанию.

Процесс урегулирования конфликта на Донбассе прошел несколько этапов, начавшись в апреле 2014-го с подписания ЕС, США, Россией и Украиной женевского меморандума, которым коллективный Запад пытался остановить массовые протесты против путчистов на Юго-Востоке и разоружить ополчение Донбасса. Из этой попытки ничего не получилось, протесты расширялись, украинские власти были не в состоянии их подавить, к украинской границе был стянут внушительный контингент российских войск. Запад был напуган решительными действиями России в Крыму и боялся их распространения на весь Юго-Восток, к тому же он не забыл, как в 2008-м Россия быстро разобралась с Южной Осетией и Абхазией.

Запад решил действовать более решительно и 7 мая направил в Москву своего эмиссара в лице главы ОБСЕ Буркхальтера, сделавшего предложение, от которого Москва не могла отказаться. По всей видимости, Москву предупредили, что, если крымский сценарий будет распространен дальше, Россия может оказаться в полной международной политической и экономической изоляции. США реально могли это организовать.

Тогда Москва пошла на попятную, на совместной пресс-конференции Путин впервые заявил о целесообразности переноса референдума на Донбассе, Россия отвела войска от украинской границы и вскоре признала итоги президентских выборов.

6 июня 2014 года на юбилее года высадки союзников в 1944 году в Нормандии руководители России, Германии, Франции и Украины, без участия США, договорились о совместном разрешении конфликта на Донбассе («нормандский формат»). Это была прелюдия к Минским соглашениям. Уже тогда было определено, что Донбасс на определенных условиях должен вернуться в Украину. Ополчение Донбасса и добровольцы продолжали сражаться с наступающей укроармией, а судьба республик была уже предопределена.

По результатам переговоров представителей Украины и Донбасса в конце июня было заключено перемирие, но Порошенко нарушил договоренности и начал наступление на Донбасс с целью ликвидировать республики военным путем и был очень близок к реализации этой цели. Силами украинской армии и карательных батальонов ополчение неизбежно было бы раздавлено. Это стало бы серьезным стратегическим поражением России. Как не уходила Россия от военного вмешательства, но ей пришлось оказать помощь Донбассу. И он выстоял.

Сейчас ходит много версий, почему Россия в 2014-м не приняла серьезных мер по освобождению Донбасса, а возможно, и всего Юго-Востока. Наиболее вероятной является версия, что Россия на тот период была не готова к глобальному противостоянию с Западом.

США могли обрушить на Россию экономическую мощь всего мира, и она могла не выстоять. России надо было закончить перевооружение армии, организовать производство комплектующих, поставляемых из Украины для российского ВПК, запустить свою систему банковских расчетов вместо контролируемой США международной системы SWIFT, пустить транспортные газовые потоки в обход Украины и подготовиться к возможному глобальному противостоянию с Западом. Для этого требовалось время, и Россия только сейчас приближается к решению этих задач.

Москве пришлось вмешаться и оказать помощь не для освобождения Донбасса и Юго-Востока, на что все надеялись, а с целью принуждения Порошенко к миру и подготовки почвы для заключения Минских соглашений, по которым Донбасс должен был вернуться в Украину. Республиками должны были руководить украинские граждане, поэтому для реализации плана пришлось отстранить от руководства республик граждан России – Бородая и Стрелкова. В дальнейшем даже вооруженные силы Донбасса переименовали в милицию, поскольку Минскими соглашениями предусмотрено формирование только местной милиции.

Украинская армия в Иловайском и Изваринском котлах и под Саур-Могилой была разгромлена, дальнейшее наступление и взятие Мариуполя не предполагалось, задача была выполнена, и Киев заставили сесть за стол переговоров и подписать Минские соглашения. В соответствии с соглашениями сторонами конфликта являются Украина и республики Донбасса, а Россия, Германия и Франция – международными посредниками. Тем не менее Запад предпринимает титанические усилия представить Россию стороной военного конфликта с Украиной и из внутреннего сделать его международным, вводя санкции против России за невыполнение несуществующих обязательств.

Минские соглашения формально направлены на мирное урегулирование военного конфликта на Донбассе, но предусмотренные в них механизмы установления мира не устраняют причины, приведшие к конфликту. Соглашения могли выполнить только одну задачу, остро стоящую на момент их подписания, они остановили горячую фазу гражданской войны.

В соглашениях предусмотрены военный, гуманитарно-экономический и политические аспекты урегулирования конфликта. Реально выполнимы только два первых и частично они реализованы. В соглашениях подробно описано, как должно быть произведено разведение сторон и на какое расстояние отведены определенные виды вооружений. Просто оно не соблюдается, укроармия во многих местах захватила «серую зону» и вплотную подошла к позициям ополчения. Эффективного контроля со стороны ОБСЕ практически нет, и обстрелы продолжаются с двух сторон.

Украина не может захватить республики военным путем, так как на Украине и США отлично понимают, что Россия этого не допустит. Российской армии и заходить на территорию республик не потребуется, украинские войска будут просто растерзаны российскими ракетами и добиты авиацией. Армии Донбасса останется только принимать пленных.

Прекратить столкновения и обстрелы на Донбассе можно и сейчас, для этого необходимо согласие США, для которых воюющий Донбасс нужен был как фактор давления на Россию. В начале конфликта США пытались втянуть Россию, но она «не пришла на войну» и явно не собирается делать это сейчас. За эти годы ситуация изменилась, Россия получила полный набор санкций, в том числе и за Донбасс, и военное противостояние там на данном этапе не столь актуально для США. Поэтому прекращение военных действий на Донбассе может быть предметом договоренности между Россией и США, и им решать, как остановить эту войну.

Организовать эффективный контроль перемирия возможно и без привлечения миротворцев. Он может быть осуществлен перекрестным контролем каждой стороной конфликта участка «серой зоны» противника. Аналогичная схема была принята при ликвидации ракет средней дальности в конце 80-х, советские военные контролировали уничтожение ракет в США, а американцы – в Союзе.

В гуманитарном плане без особых проблем возможен обмен пленными «всех на всех», для этого есть все предпосылки. Вопрос амнистии участников конфликта пока неразрешим, поскольку отсутствует согласованный сторонами механизм оценки степени участия втянутых в него лиц.

В экономическом плане со сменой власти в Киеве возможно снятие блокады Украины транспортного сообщения с республиками, как это было до 2016 года, и возобновление товарооборота промышленной продукцией и сырьем. В первую очередь в этом заинтересована Украина, которой жизненно необходим уголь Донбасса. Это обеспечит возобновление работы предприятий украинских олигархов, находящихся под внешним управлением республик, и поставку их продукции на Украину.

Несмотря на официальные сообщения о восстановлении промышленности и развитии Донбасса, ситуация там очень тяжелая. Когда-то процветающий и развитый промышленный комплекс в упадке, без производственных связей с Украиной он никому не нужен, большинство предприятий остановлено. У населения проблемы найти работу, и если она есть, то с мизерной зарплатой. Государственные структуры и бизнес России из-за возможных санкций Запада не предпринимают шагов по восстановлению промышленности Донбасса и ее интегрированию в российские промышленные структуры.

Основные предприятия Донбасса находятся под опекой мощнейшей российской корпорации «Ростех», возглавляемой влиятельнейшей фигурой в высшей российской иерархии – Чемезовым. Внешнее управление предприятиями осуществляет специально созданная и зарегистрированная в Южной Осетии компания «Внешторгсервис» во главе с Владимиром Пашковым, человеком Чемезова.

В связи с западными санкциями промышленные российские структуры не заходят на Донбасс, и компания «Внешторгсервис» вынуждена действовать обходными путями, вводя в кооперационные связи бизнесменов с сомнительной репутацией, таких как Курченко из клана Януковича, который выстраивает теневые схемы поставки сырья и реализации продукции, при этом большая часть доходов в бюджет республик не попадает. То есть промышленный потенциал и возможность его развития на Донбассе есть, но он не используется, и с годами инфраструктура и оборудование стареют и разрушаются, также деградируют управленческие структуры из-за отсутствий квалифицированных специалистов.

В последнее время ходят упорные слухи об инспекционной поездке на Донбасс бывшего посла в Белоруссии Бабича. Этот человек в 2016 году должен был стать послом на Украине вместо Зурабова, но Порошенко отказался его принимать. Послом и специальным посланником президента он был направлен в Белоруссию. По всей видимости, хорошо справился с поручением, в том числе и по прекращению поставок из Белоруссии нефтепродуктов на Украину, поскольку Лукашенко потребовал его отзыва из страны. Республики давно уже нуждаются в достойном административном, экономическом и политическом управлении, и такие люди реально могли бы способствовать наведению там порядка.

В политическом плане Минские соглашения предполагают урегулирование конфликта через возвращение Донбасса в Украину с особым статусом и децентрализацию государства, но для этого в соглашениях не предусмотрены соответствующие механизмы. Прописанные в соглашениях меры не устраняют причин, приведших к конфликту, они должны касаться не только Донбасса, но и всей Украины.

В сегодняшнюю Украину Донбасс вернуть невозможно, несмотря на все гарантии, децентрализацию и особый статус, он мгновенно будет зачищен укронацистами и никакие отряды местной милиции не защитят население от расправы. Без слома системы правления на Украине, запрета укронацистской идеологии и денацификации Украины дорога Донбассу на Украину заказана. Поэтому политический аспект Минских соглашений – это тупик. Необходимы другие, более радикальные, решения украинского кризиса.

Восставший кусок Донбасса являлся и является раздражающим фактором для России и поводом для введения санкций, он изначально только путал карты Москвы и не был нужен, как Крым, ни в политическом, ни в экономическом, ни в военном плане. Все понимают, что на данном этапе интегрировать его в Украину пока невозможно, признать независимость и интегрировать в состав России также нельзя, это чревато политическими издержками на Западе.

Признание и отделение республик ставит крест на возможности возвращения в сферу влияния России остальной Украины. В связи с этим и стремление российского руководства «втолкнуть» Донбасс в Украину и усилить позицию пророссийски настроенного населения с целью исключения окончательной потери Украины.

США также не спешат отдавать Украину в сферу влияния России. Они слишком много сил в нее вложили, и сдавать свой плацдарм в «подбрюшье» России им ни к чему. У Кремля сегодня пока нет рычагов решения этой проблемы, отсюда и «безальтернативность» минского процесса.

Россия пока не признала избрание Зеленского и начала предпринимать упреждающие шаги на Украине, объявив о начале выдачи паспортов РФ гражданам ЛДНР. Конечно, такие шаги не говорят о возможном признании Донбасса и тем более о включении его в состав России. Признание независимости Донбасса никак не вписывается в российскую концепцию разрешения украинского кризиса. Это сигнал в первую очередь США и украинским элитам, что в случае перехода ими красной черты жителей Донбасса как российских граждан никто не бросит и они получат российскую защиту. К тому же это дает уверенность жителям Донбасса в своем будущем и возможность без проблем перемещаться по территории России, устраиваться на работу, получать образование, медицинскую и социальную помощь.

Для России интерес представляет вся Украина, возможно уже без Галиции, или как минимум Юго-Восток с выходом на Приднестровье, но предпосылок для реализации таких целей пока что нет. Украинские элиты полностью подчинены американцам, общество деморализовано и дезориентировано, народное движение против власти возглавить некому.

Необходима четкая стратегия с набором политических, экономических, социальных, не исключено, и военных методов и механизмов возвращения территории и русских людей в исторически обусловленное место в Русской цивилизации. Для этих целей потребуется плацдарм, и им может быть только Донбасс, где совместными усилиями могут формироваться силы переформатирования бывшей Украины. Донбасс должен быть принципиально изменен и кардинально зачищен от политического и экономического болота, в которое его загнали. Он должен стать цивилизованным и привлекательным центром объединения земель Юго-Западной Руси.

 

Источник


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru