Во времена моего детства, все жили гораздо беднее, чем сейчас. Наверное, поэтому в деревне у каждой семьи было свое подсобное хозяйство. Держали все, что было только возможно — коров, свиней, овец, кроликов, кур, гусей, индюшек. Те, кому за сорок, наверняка это помнят. Я же поделюсь только своими наблюдениями.
Помню, как моя бабушка, подоив корову, процеживала парное молоко через марлю и наливала мне кружку, а я пил его еще теплым. Как по первому морозу кололи свиней и какая же вкусная была тогда кровяная колбаса. До сих пор вспоминаю, как после школы шел в столовую, где работала мама и тащил оттуда домой ведро отходов для свиней. Было мне тогда лет десять. А как забыть мои первые белые валенки самокатки, которые мне свалял дед из шерсти собственных овец.
Даже в конце девяностых, когда мои родители переехали из Норильска в одно из сел на юге Красноярского края, большинство его жителей держали домашний скот. Ну и они также завели куриц, свиней и коз. И эта живность была им тогда большим подспорьем.
А когда через два года не стало отца, мы с братьями купили маме стельную телку. Сделали это для того, чтобы она переключилась. Чтобы заботы о корове отвлекли ее от мыслей об отце. Так у нее появилась корова, а через полгода еще и теленок. Пришлось маме вспоминать, что такое дойка. Нам же пришлось строить коровник и сеновал.
Жена с сыном помогают бабушке.
С того времени, их у мамы постоянно было две – три единицы. Не зря в старые времена корову называли кормилицей. Теперь у нее всегда был свой сыр, сметана, творог, ну и молоко само собой. Причем, не смотря на то, что стадо в селе было приличным, излишки она умудрялась продавать.
Так продолжалось до лета 2013 года. Я собрался переезжать в Краснодар (об этом я писат ТУТ), поэтому предложил корову сдать на мясо, т.к. на мою помощь можно было уже не рассчитывать, да и годы берут свое и смысла таких нагрузок для мамы, я не видел. Пенсия у нее северная и ей вполне хватает.
Надо сказать, что к тому времени уже многие перестали держать живность. Деревенское стадо коров сократилось в разы. Старикам понятно, что уже тяжело, а молодежи все это не надо. Хотя зарплата на селе, не ахти какая, но многие мужики ездили и продолжают ездить на вахты. Два месяца работа потом месяц можно пить. Даже куриц или тех же кролей, уже практически никто не держал.
Но случился кризис четырнадцатого года. Покупательская способность населения падает уже пятый год, а домашней живности на селе не прибавляется. Хотя большинство стало жить хуже, а кто-то хуже в двойне. Однако именно на селе есть возможность жить автономно, рассчитывая только на свой огород и свое подворье. Такая автономность может существенно сгладить последствия этого спада, а в некоторых случаях и вовсе его избежать.
Но почему тогда деревенский люд не спешит обзаводиться живностью? Почему многие предпочитают жить в нищете, вместо того чтобы начать вджобывать? Конечно, можно придумать миллион отмазок: это и дорогие корма и чтобы купить корову, надо порядка семидесяти тысяч рублей. Да еще много чего можно сказать.
Однако взять в кредит смартфон многие могут, а на домашнюю живность, которая будет приносить доход, нет.
Но мое глубокое убеждение, что кто хочет, тот ищет методы для воплощения, а кто не хочет – причины чтобы не делать.