Хотелось бы сейчас, над его гробом, сказать не об этом – не о Саахове, Брунсе и Карабасе-Барабасе. А о герое, которым молодой Володя был в годы Великой Отечественной войны
Орден Красной Звезды Владимир Этуш получил за жестокие бои при освобождении Донбасса.
Те, кто сопровождал нас всю сознательную жизнь в любимых фильмах, кажутся бессмертными. Навсегда оставшись на киноплёнке, они реальны – движутся, говорят, заставляют сопереживать. И поэтому как-то не особенно интересуешься, а как там дела у «товарища Саахова» или «Остапа Бендера». По умолчанию ведь подсознательно кажется, что нормально – как будто причастность к магии кино делает людей бессмертными, автоматически отправляет их в вечность.
Но они, к сожалению, умирают. Недавно умер лучший Великий Комбинатор советского кинематографа – Сергей Юрский, а сегодня – один из лучших комических отрицательных героев нашего кино – Владимир Этуш.
О, какой это был негодяй! Какой мошенник! Какой прохиндей! Антон Семёнович Шпак, владелец умножающихся в прогрессии кожаных курток и магнитофонов. Жадный стуловладелец инженер Брунс. Многократный король, барон и султан загнивающих монархий. Дьявольски-убойный Карабас-Барабас и даже магистр чёрной и белой магии Мальгрим. Но всенародное обожание, разумеется, пришло к Этушу после роли товарища Саахова, заведующего райкомхозом в одной из маленьких кавказских республик. Это был апофеоз раскрытия актёра, апогей его лучших амплуа.
И всё это, конечно, здорово и замечательно. Но хотелось бы сейчас, над его гробом, сказать не об этом – не о Саахове, Брунсе и Карабасе-Барабасе. Словом, не о тех отрицательных персонажах, которых Этуш играл. А о герое, которым молодой Володя был в годы Великой Отечественной войны. Причём был, что называется, судьбе назло. Судьба всеми силами берегла его от героизма и сопряжённых с этим неприятностей – а упрямый Володька боролся с этим роком и постоянно побеждал.
Началось всё с того, что при рождении в 1922 году родители зарегистрировали сына в документах годом позже – дескать, когда пора придёт служить в армии, крепче будет. Но Этуш наплевал на все эти хитрости и пошёл в военкомат записываться добровольцем.
Судьба не сдавалась – у молодого Этуша была бронь, он играл в спектакле «Фельдмаршал Кутузов» и вполне мог бы играть воина и дальше, на театральных подмостках. Но и здесь Володя поступил по-своему и таки сменил реквизит на военную форму осенью 1941 года.
Судьба решила: ах так – хорошо же, в армию ты попадёшь, но я тебя там сохраню подальше от всех опасностей. Этуш попадает в школу военных переводчиков в Ставрополь – казалось бы, что может быть «непыльнее» такой работы? Ан нет, вскоре он воюет в стрелковом полку, сражается в горах Кавказа (так что не зря его Гайдай «отправил» на руководящую работу), освобождает Украину.
Берегущая Этуша для будущих прекрасных фильмов судьба делает последнюю попытку – Этуш, дослужившийся до лейтенанта, становится помощником начальника штаба по тылу. Вероятно, о такой должности мечтали многие: подальше от линии огня, поближе к кухне и материальным ценностям. Но вместо этого отчаянный Владимир дважды водит солдат в атаку – и не где-нибудь, а в Донбассе. Так в наградном листе на орден Красной звезды и записано – «В наступательных боях в районе Моспино 07.09.1943 г. командованием полка тов. Этуш был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи, тов. Этуш бесстрашно не щадя своей жизни воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, причём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемёт».
А всего через неделю – «15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов первым ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника».
«Штабная крыса»… «Тыловик-переводчик»… «Актёришко»… Ага, как же! Судьбы нет – Владимир Этуш это доказал гораздо раньше Сары Коннор.
И ведь почти все они – наши любимые советские актёры – воевали. Их Отдельный Актёрский Бессмертный Полк может вполне собрать представителей всех родов войск: зенитчики Папанов и Никулин, артиллерист Басов, разведчик и партизан Луспекаев, и, конечно же, «царица полей» — пехота, в которой сражались за Родину большинство советской киноэлиты – от Гайдая до Смоктуновского.
И как-то этот факт вносит такой щемящий, такой трогающий душу акцент в каждую их роль и работу, что замираешь, потрясённый: насколько прекрасно и величественно было искусство страны, где не только героев играли герои, но и мошенников – играли они же.