Фото: globallookpress.com
Сибирь горит уже не первую неделю. Как отмечает в своей программе на Царьграде Мария Иваткина, пожары в регионе бьют трехлетние рекорды, а ударить всерьез по России «огненная катастрофа» может через 10 лет. Дело в том, что горят не просто леса — деньги: промысловый лес, как предполагают эксперты, может исчезнуть. К спасению Сибири от огня подключились уже и голливудские звезды — Леонардо Ди Каприо в Instagram опубликовал видео горящих лесов. К тушению огня приступила авиация МЧС России — свой первый вылет сделал пожарный самолет Бе-200.
«Россия теряет огромные площади промыслового леса. Ущерб только предстоит оценить. Однако власти считают тушение огня экономически нецелесообразным, что очень задевает людей», — обратила внимание Мария Иваткина.
В своей программе на Царьграде «Индекс Иваткиной» она указала на то, что, по данным «Авиалесоохраны», за первые семь месяцев текущего года в Сибирском федеральном округе огонь прошел уже 2,4 млн га.
«Это почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, — отмечает журналистка и указывает на то, что пожары в регионе бьют трехлетние рекорды: — В Дальневосточном округе площадь пожаров достигла 3,9 млн га, что втрое превышает масштабы бедствия 2017-го».
Хуже всего, обращает внимание Иваткина, ситуация обстоит в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области. Полыхают также Забайкальский край и Хабаровский, Амурская область, Камчатский край, Бурятия и так далее.
В чем причина «огненной катастрофы»?
«Причина всем известна — сухие грозы, а также длительная засушливая и аномально жаркая погода при сильном ветре, — напоминает телеведущая. — Но что делать с огнём, власти, кажется, не знают. Губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что тушить лесные пожары на части территорий бессмысленно и даже вредно».
«Если у нас зимой холодная погода и возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее. Нечто похожее применительно к лесным пожарам, — пояснил глава региона. — Дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно».
Горят деньги
Заявления, что тушить пожары бессмысленно, хоть и имеют под собой основания, но очень задевают людей. Население, которое задыхается от смога и гари, винит чиновников в бездействии.
А вот экономисты в свою очередь говорят об упущенной выгоде. Леса Сибири и Дальнего Востока горят на протяжении последних 10 лет. Горят не только леса, уникальная флора и фауна, горят деньги. Эксперты предрекают, что уже через 10 лет при таких темпах пожаров Россия вовсе может остаться без промыслового леса.
В частности, Всемирный фонд дикой (WWF) природы обратил внимание на лесные пожары в России и сделал вывод, что количество растет в опасной тенденции. По информации WWF, в общей сложности огнем в России каждый год объято порядка 10 миллионов га леса, пишут «Известия» со ссылкой на эксперта лесной программы организации Константина Кобякова.
Кобяков полагает, что если пожары будут распространяться в тех же темпе и объемах, что и в последние годы, Россия может «полностью потерять весь промысловый лес», и случится это в 10-летней перспективе.
В то же время Versia, говоря об официальных данных, пишет, что каждый год в России сгорает порядка 3 млн га леса, отмечая, что экспертные данные расходятся с этой информацией.
Катастрофа «наперсточного» масштаба?
Если подсчитать в цифрах, как это на днях сделал журналист Дмитрий Буевич у себя на странице в соцсети Facebook — «не хайпа ради, а объективности для», то «катастрофа» выглядит уже не столь масштабной, как говорят в соцсетях.
«Горит 1 млн гектаров. Число круглое, большое и внушительное, — отметил журналист и перевел его в другие — более доступные системы координат: — Сколько это по площади? 1 млн га = 10 тыс. квадратных километров».
Он подчеркивает, что это «много, но уже не настолько внушительно».
Дальше — больше. Учитывая общую площадь края в 2 млн 300 тыс. квадратных километров, он простым подсчетом выясняет, что «10 тысяч от 2,3 млн — это 0,43%». То есть если брать в расчет данные Versia, то получается, что горит лишь чуть больше 1% от общей территории края.
Он также напоминает, что «горит не соседний есауловский бор, а тайга там, где по большей части не ступала нога человека».
«Там нет аэропортов и дорог, — подчеркивает журналист. — Ни авиацию, ни тем более армию с МЧС к подавляющему большинству очагов тупо невозможно доставить».
«Ил-76 сбрасывает на лесной пожар 50 тонн воды. Эффектно, но в нашем случае нереально», — подчеркивает журналист, добавляя, что в этом случае «50 тонн с Ил-76 — это примерно наперсток».
Помощь идет
Впрочем, помощь объятой огнем Сибири все же идет. Так сегодня стало известно, что в битву за сибирские леса вступила наконец и авиация МЧС России. Уточняется, что свой первый полет до места ЧС в Богучанский район Красноярского края совершил пожарный самолет Бе-200.
Первый замминистра МЧС России Александр Чуприян уточнил, что министерство по ликвидации чрезвычайных ситуаций теперь станет активно участвовать в тушении лесных пожаров и с земли, и с воздуха.
«МЧС России имеет серьезный опыт тушения лесных пожаров, и это как наземная составляющая, так и авиационная».
Кто виноват и что делать?
«У нас в отрасли системный кризис, который связан с децентрализацией системы управления лесным хозяйством, — поясняет председатель комиссии по экологической безопасности Московского областного объединения Русского географического общества Антон Хлынов. — У нас основная часть полномочий по управлению лесным хозяйством передана регионам. Лесная отрасль у нас недофинансируется. Все-таки государство должно быть основным хозяином в лесу и в достаточной степени обеспечивать контроль».
О чем говорит эксперт?
«Ответственность за тушение пожаров федеральные власти переложили на регионы, а у регионов дефицитные бюджеты», — поясняет Иваткина, не исключив, что «некоторые главы, которым доложили о возгорании в отдаленных лесах, махнули рукой, мол, до ближайшей деревни далеко, само потухнет».
https://www.youtube.com/watch?v=uAc7vYvHaCQПолыхающая Россия: почему горят леса?
«Иначе как объяснить миллионы гектаров выжженной площади? Это лишь один аспект. Второй – недостаточность контроля, — обращает внимание телеведущая. — Принятие Лесного кодекса 2006 года было сопряжено с ликвидацией лесной охраны. После обширных пожаров 2010-го ее стали собирать заново. Но с тех пор прошло 9 лет, а Гослеснадзор сейчас примерно в десять раз слабее, чем это необходимо. У нас есть спутники, система космического мониторинга. Вроде бы из искры никак не должно разгореться пламя. Но Россия полыхает. И здесь важно помнить главное: лучший способ борьбы с пожарами — их профилактика».
Дошло уже до Голливуда
Тем временем спасения Сибири требуют уже не только отечественные звезды, но и голливудские. Так Леонардо Ди Каприо в Instagram опубликовал видео горящих лесов и высказался о том, какие последствия вообще бывают в мире от природных возгораний.
Отметим, что многие интернет-пользователи сейчас активно пишут, что якобы власти России ничего не предпринимают, чтобы потушить пожары в Сибири, и обвиняют чиновников в бездействии.
Ди Каприо высказал иную точку зрения.
«Полярный круг страдает от беспрецедентного количества лесных пожаров, — написал он в своем Instagram. — Это очередной признак климатического кризиса. Очаги возгораний и шлейфы от дыма в Гренландии, Сибири и на Аляске можно увидеть из космоса».
Он также добавил, что за месяц эти пожары выделили столько диоксида углерода, сколько Швеция производит в год.