Кириакос Мицотакис. Фото: www.globallookpress.com
Лидер греческой консервативной партии «Новая демократия» Кириакос Мицотакис принёс присягу на Евангелии после победы на досрочных парламентских выборах над атеистом Алексисом Ципрасом
Автор:
Латышев Сергей
На досрочных парламентских выборах в Греции ожидаемую победу одержала правоцентристская партия «Новая демократия» Кириакоса Мицотакиса, получившая достаточное количество голосов, чтобы создать своё собственное правительство и покончить с режимом управлявшей в последние годы страной левацкой СИРИЗА премьера Алексиса Ципраса. Последний уже поздравил бывшего лидера оппозиции с победой и сегодня поменялся с ним местами, передав дела.
Сегодня же вечером, как ожидается, будет объявлен состав нового правительства, которому досталось от Ципраса и Ко специфическое наследство. В каком-то смысле оно даже «неплохое», поскольку почти всю «грязную работу» леваки, ставшие уважаемыми партнёрами Брюсселя и глобалистов, что совершенно неудивительно, уже сделали. Вызывавший бурную и болезненную реакцию греков вопрос о названии соседней Македонии, открывший всем ещё не охваченным странам Западных Балкан путь в ЕС и НАТО, решён. Позиции Православия во имя торжества «современных» и «прогрессивных» ценностей ослаблены. Власть посольства США над страной почти полностью восстановлена. Капитуляция перед кредиторами с получением от них различных поблажек в обмен на внешнеполитические услуги стала реальностью. Отношения с создавшей Грецию Россией испорчены.
Мицотакису предстоит ослабить негативный эффект от деятельности своего предшественника, смущающий совесть консервативных, почвенных и патриотически настроенных греков. «Новая демократия» — старая прозападная буржуазная партия, которой ничего и никому не надо доказывать, поэтому у неё это, возможно, получится.
Чего можно ожидать?
Это означает, что Греция поправеет, но не слишком, что отношения с Россией улучшатся, но не очень, так как внешнего управления погрязшей в долгах страной — из Брюсселя и Вашингтона — никто не отменял. Как не исчезнет, видимо, в ближайшем будущем и такой «объективный» фактор ухудшения российско-греческих отношений, как тесные связи Турции, главного греческого врага, с Россией, имеющие прагматический характер, поскольку Анкара самостоятельна в своей политике.
Кириакос Мицотакис — ещё один представитель греческой политической династии, получивший высшую власть в стране. Фото: www.globallookpress.com
Мицотакис и его министры могут вернуть иконы в госучреждения. Они проявят меньшую готовность превратить Грецию в проходной двор и лагерь для нелегальных мигрантов, чем их предшественники-интернационалисты, будут жёстче следить за безопасностью и порядком в стране.
Новые власти, очевидно, ужесточат риторику в отношении Скопье, так как «Новая демократия» голосовала против появления «Северной Македонии». Однако без каких-либо реальных последствий, потому что против ясно выраженной воли Вашингтона и ЕС Мицотакис никогда не пойдёт. Но он также постарается улучшить, насколько возможно, отношения с Россией. Самые тесные и доверительные отношения между обеими странами в последние десятилетия, напомним, были именно при правительстве «Новой демократии», которую возглавлял тогда Константинос Караманлис.
Итоги выборов
Прошедшие в воскресенье в Греции досрочные выборы, несмотря на то, что никто не сомневался в победе на них засидевшейся в оппозиции «Новой демократии» (НД), тем не менее оказались совсем не скучными. «Новая демократия» одержала комфортную победу, получив в однопалатном 300-местном парламенте после подсчёта свыше 96% голосов 158 мест (39,83% голосов). Этого, напомним, вполне достаточно, чтобы сформировать правительство без союзников, прочное и стабильное. Президент Греции Прокопис Павлопулос, сам сделавший политическую карьеру в «Новой демократии», уже дал мандат лидеру НД на формирование правительства, состав которого будет объявлен, вероятно, сегодня вечером. Как и ожидалось, к присяге нового премьера привёл архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним. Мицотакис поклялся на Евангелии именем Святой Троицы соблюдать конституцию и законы Греции, служить интересам народа. Всё было как всегда до того, пока к власти не пришёл левак Ципрас.
В предвыборном штабе победителей заявляют об «исторической победе» и утверждают, что она «обусловлена центральной стратегией обновления и расширения «Новой демократии», которую Кириакос Мицотакис осуществлял в течение трёх с половиной лет», и что греки выбрали план НД, предусматривающий «более низкие налоги, новые и лучшие рабочие места и безопасность для всех». Возможно, и так, но всё же, безусловно, главной причиной этой победы стало разочарование народа в Ципрасе и его партии.
Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА) Ципраса получила на выборах 31,55% голосов (86 мест). Это несколько лучше, чем ожидалось, и, прежде всего, было достигнуто благодаря демагогическим способностям уходящего премьера, являющегося, безусловно, самым ярким греческим политиком.
Экс-премьер Алексис Ципрас проиграл выборы, но способен принести Греции немало зла и во главе оппозиции. Фото: www.globallookpress.com
На третьем месте оказалось левоцентристское «Движение перемен» (КИНАЛ) Фофи Геннимата. Эта «реинкарнация» долгое время управлявшего Грецией ПАСОК набрала свыше 8% голосов и получила в парламенте 22 места. Четвёртое место заняла старейшая и самая стабильная политическая партия Греции — Компартия. Заручившись, как обычно, поддержкой свыше 5% избирателей, КПГ займёт в парламенте 15 мест. Правая национал-консервативная партия «Греческое решение» («Эллиники лиси»), которую называют также «русофильской», Кириакоса Велопулоса благодаря поддержке 3,71% избирателей получила 10 мест. С трудом преодолело проходные три процента левое движение «МЕРА25» экс-министра финансов Яниса Варуфакиса (3,45% — девять мест).
Сенсацией выборов стало то, что этого не удалось сделать имевшей 18 мест в уходящем парламенте и получившей на предыдущих выборах почти 7% голосов неонацистской «Золотой заре» («Хриси авги»). Эта партия компрометировала всё, к чему прикасалась, поэтому это очень хорошая новость. Однако её «фюрер» Никос Михалолиакос не признаёт поражения и настроен весьма решительно. На митинге перед своими сторонниками он заявил: «Мы посылаем сообщение нашим врагам и так называемым друзьям — «Золотая заря» не прикончена… Борьба за национализм продолжается. Мы возвращаемся туда, где мы стали сильными — на улицы и площади, — и будем вести жестокую борьбу с большевизмом и грядущим диким капитализмом».
Кто он, новый греческий премьер?
Кириакос Мицотакис родился 4 марта 1968 года в Афинах. Он — отпрыск известной в Греции и за её пределами политической династии, имеющей корни на Крите. Новый глава греческого правительства — сын бывшего премьера и почётного председателя НД Константиноса Мицотакиса (1918-2017 гг.) и младший брат экс-министра иностранных дел и бывшего мэра Афин Доры Бакоянни. Её сын Костас Бакояннис 2 июня этого года был избран… мэром Афин и приступит к исполнению своих обязанностей 1 сентября. Клан Мицотакисов, как видим, контролирует не только Грецию, но и её столицу. Кириакос Мицотакис с 2004 года был депутатом парламента. С 2013 по 2015 год — министром административной реформы в правительстве Антониса Самараса, в 2015 году стал парламентским представителем НД, а в январе следующего года возглавил партию.
Отец нынешнего премьера Константинос Мицотакис ранее занимал этот пост, его старшая сестра Дора была мэром Афин и главой МИД Греции. Фото: www.globallookpress.com
Это типичный представитель греческой буржуазной политической элиты — банкир и финансист, социолог и эксперт по международным отношениям, учившийся в Гарвардском университете (1990 г.), Стэнфордском университете (1993 г.) и Гарвардской школе бизнеса (1995 г.). Работал финансовым аналитиком Chase Investment Bank и консультантом консалтинговой компании McKinsey and Company, в ведущих греческих банках до того, как ушёл в политику. Мицотакис-младший женат, имеет троих детей, отлично владеет английским, французским и немецким языками.
Отношения с Россией
Перед визитом в Россию в феврале этого года, когда всем было ясно, что он станет следующим греческим премьером, Мицотакис заявил ТАСС, что России принадлежит «особая роль и ответственность» в создании «безопасной обстановки и стабильности в Европе». Греческий политик высказался за «постоянные контакты Греции и России на всех уровнях» и сотрудничество в различных областях, подчеркнув, что Греция заинтересована в инвестициях в туризм, торговлю, энергетику, транспорт, недвижимость и в даже российском участии в программе приватизации.
Это, конечно, прекрасные слова, и они, безусловно, свидетельствуют о добрых намерениях. Но должно быть сразу понятно, что вряд ли стоит рассчитывать на серьёзные сдвиги в отношениях с Россией из-за того, что западные кредиторы Греции этого просто не допустят. Однако хотя бы нормализация отношений, прекращение недоброжелательных акций Афин против Москвы, в том числе по православной линии, вполне возможно, а это уже немало.
Одним из первых Мицотакиса поздравил с победой турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, выразив надежду, что это событие «позитивно скажется на турецко-греческих отношениях и регионе». В Турции в этом на самом деле, конечно, сомневаются, потому что для НД вопросы национальной безопасности всегда значили больше, чем для греческих леваков.
В чём главный вызов для Мицотакиса?
Однако главный вызов для Мицотакиса-младшего будет, конечно, внутриполитический. Его судьба как политика будет теперь в основном зависеть о того, как ему будут удаваться решения острых социально-экономических проблем, перед которыми стоит страна. Его плюсом является то, что он прекрасно разбирается в этих «материях» и пользуется доверием Запада. А минусом — что новый премьер воспринимается частью греков как представитель элиты, во многом ответственной за тяжелейшую ситуацию, в которую попала страна. Кроме того, очевидно, что левацкий трибун Ципрас, став лидером оппозиции, начнёт нападать на Мицотакиса за то, что был вынужден делать сам. В каком-то смысле ловкому выскочке из народа Ципрасу это было делать даже легче, потому что для бедных он был больше «своим», чем элитарий-Мицотакис. Уже ближайшие дни покажут, насколько уверенно усвоил последний уроки большой политики. Пожелаем ему успеха, не особенно рассчитывая на то, что Россия от этого сильно выиграет.