Фото: church.ua
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил четвёртое великопостное Великое повечерие с чтением последней части покаянного канона преподобного Андрея Критского
Автор:
Тюренков Михаил
Четвёртый день Великого поста словно подводит некую черту, своего рода первые итоги наступившей Святой Четыредесятницы. Многие христиане уже успели столкнуться с первыми трудностями и искушениями, с тем, что «Великий пост не так уж прост». И это очевидно: враг рода человеческого всегда особенно ополчается против нас в эти святые дни, подталкивая к различным грехам, главный среди которых — раздражительность, порой переходящая в гневливость.
Телеканал «Царьград» в своих программах, сюжетах и на страницах сайта уже неоднократно рассказывал о сути поста, о том, в чём заключается его цель и каковы основные средства. Об этом же рефреном повторяли великопостные богослужения первых четырёх дней этого многодневного поприща: Великие повечерия (павечерницы) с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вчера была прочитана его заключительная часть, одна из песней которой звучит следующим образом:
Достойны покаянию плоды не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде. Сердце ми даруй присно сокрушено, нищету же духовную. Да сияти принесу, яко приятну жертву, едине Спасе.
Основной смысл людям воцерковлённым понятен без перевода, если же дословно переводить эти глубокие покаянные слова на современный русский язык, получится примерно следующее: «Достойные плоды покаяния не спеши взять у меня, поскольку крепость [духа] во мне обеднела. [Но сначала] подари мне постоянное сокрушение сердечное и духовную нищету. И тогда принесу их как приятную жертву [Тебе], единый Спаситель».
Некоторые «спотыкаются» на словосочетании «духовная нищета», хотя широко известны слова Нагорной проповеди Самого Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». На самом деле всё просто: это — смиренные люди, лишённые гордыни. И таковыми нас могут сделать только искренние молитвы ко Господу, столь же искреннее покаяние и телесное воздержание. Три кита, три ключевых основания Великого поста. А желательно не только поста, но и всей нашей христианской жизни.
Именно об этом накануне, в проповеди после прочтения заключительной части покаянного канона в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, о котором на страницах сайта телеканала «Царьград» мы с начала Великого поста пишем регулярно, освещая его деяния. Так, владыка Онуфрий, обратившись к молящимся, сказал:
Святая Церковь напоминает нам о том, каким должен быть человеческий пост, какие цели, какие плоды пост должен приносить человеку. В церковных песнопениях говорится, что пост — это время, когда мы ведём нищих в свой дом, когда мы накормим алчущих и напоим жаждущих, когда мы трудимся над тем, чтобы у нас оскудевали гордыня, зло, зависть и прочие страсти…
Отмечая, что всё в жизни нужно делать с молитвой, Блаженнейший Владыка рассказал притчу о том, как один прозорливый старец пришёл в одну обитель, где на трапезе всем подали одинаковые блюда. И увидел, что одни вкушают мёд, другие — хлеб, а третьи — сено. Старец взмолился Господу с просьбой открыть смысл этого видения. И Господь ему открыл, что те, кто вкушают пищу в молитве и смирении, вкушают подлинный мёд, какой бы простой ни была эта пища. Те, кто не столь благочестив, вкушают её как хлеб. Те же, кто постоянно ропщет и всегда всем недовольны, что бы ни ели, вкушают пищу как сено. Так же и мы, в миру, должны помнить, что:
От расположения человеческого духа, от нашего молитвенного состояния зависит и польза от пищи, которую мы принимаем. Пусть Господь помогает нам, чтобы мы в молитве, в покаянии, в посте, в телесном воздержании проводили эти дни Святой Четыредесятницы и чтобы мы сподобились великой чести увидеть славный праздник светлого Христова Воскресения.
Словом, воздержание само по себе, в частности в пищевых ограничениях, не имеет никакого смысла, если мы воздерживаемся с внутренней раздражительностью и озлобленностью. И именно поэтому всем нам нужно осознавать, что молитвы, покаяние и телесное воздержание — это три неразделимых составляющих Великого поста.