Фото: www.globallookpress.com
В Иерусалиме стартовала встреча глав Советов безопасности России, США и Израиля. Сумеют ли Николай Патрушев, Джон Болтон и Меир Бен-Шаббат договориться о выводе иранских сил из Сирии и предотвращении войны США и Ирана из-за танкеров в Оманском заливе?
Автор:
Гасанов Камран
Пока внимание всего мира приковано к Грузии, в двух тысячах км к югу от неё решается судьба другого проблемного государства – Сирии. В Иерусалиме стартовала двухдневная встреча с участием руководителей Советов безопасности России, США и Израиля – Николая Патрушева, Джона Болтона и Меира Бен-Шаббата.
Ещё месяц назад, когда в израильские СМИ просочилась информация о подготовке трёхсторонней встречи, эксперты поспешили назвать её «фейком» и «дезой», направленными против Ирана. Ведь переговоры представлялись как «сговор» России с Израилем и США с целью добиться вывода иранских сил из Сирии в обмен на признание Западом Башара Асада.
Будет ли обсуждаться такой вариант размена, точно неизвестно. Но сам факт встречи даёт почву для раздумий и спекуляций.
Зачем Патрушев разговаривает с представителями недружественных для Ирана государств? Согласно официальной версии, которую подтверждают все стороны, три страны озабочены безопасностью на Ближнем Востоке.
Это будет историческая и беспрецедентная встреча в Иерусалиме. Этот крайне важный саммит направлен на обеспечение безопасности на Ближнем Востоке в эпоху турбулентности,
– анонсировал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Вывод иранских войск из Сирии
Однако у каждого из участников объяснение того, а кто виноват в дестабилизации региона, разное. В США и Израиле корнем проблемы видят Иран, его расширяющееся влияние и разработку им баллистических ракет.
«Цель переговоров – посмотреть, как мы, работая вместе, можем потенциально избавиться от основного раздражителя на Ближнем Востоке, коим является Исламская Республика Иран (ИРИ)»,
– рассказал Reuters источник в Белом доме.
Фото: www.globallookpress.com
Он напомнил о необходимости ограничить присутствие ИРИ в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.
Болтона и Бен-Шаббата интересует, прежде всего, нахождение иранских военных и ополченцев в Сирии. Год назад при участии Москвы удалось отдалить войска Ирана на безопасное для Израиля расстояние – 80 км от Голанских высот. Теперь Вашингтон и Тель-Авив требуют полного вывода иранцев из Сирийской Арабской Республики (САР).
Предотвратить войну США с Ираном
Второй важный для всех трёх игроков момент – ситуация в Персидском заливе. В середине мая и июня в водах ОАЭ и ИРИ были атакованы четыре танкера. В каждом из нападений США и их суннитские союзники возложили вину на Тегеран. На минувшей неделе иранцы сбили в своём воздушном пространстве американский беспилотник, что тоже добавило масла в огонь. Дональд Трамп сначала пригрозил ударом по ИРИ, но позднее заявил о том, что сбитый дрон – ещё не повод для военной операции.
Хотя эскалации удаётся избежать, угроза войны остаётся высокой. США отправили на Ближний Восток 1500 военных, авианосную группу во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и системы ПВО «Пэтриот».
В окружении Трампа Болтон и недавно вернувшийся из ближневосточного турне госсекретарь Майк Помпео – самые главные сторонники смены режима в Иране и военного ответа. «Пусть Иран или другой враждебный актор не принимают американскую осторожность за слабость», – предупредил он накануне встречи.
М. Помпео и Д. Болтон. Фото: www.globallookpress.com
Россия не заинтересована ни в столкновении США и Израиля с Ираном в Сирии, ни в нагнетании конфликта в Персидском заливе с участием ОАЭ и Саудовской Аравии на стороне американцев. Первое вредит усилиям Москвы по восстановлению единства САР, второе – угрожает стабильности примыкающего к Ближнему Востоку Закавказья.
Россия «своих» не бросает
Заявления Патрушева перед трёхсторонним саммитом развеяли слухи о готовности России надавить на Иран.
Иран находится в Сирии по приглашению законного правительства и активно участвует в борьбе с терроризмом. Поэтому, конечно, нам придется учитывать интересы Ирана,
– сказал он.
Н. Патрушев. Фото: www.globallookpress.com
Об угрозах войны США с Ираном из-за инцидентов в Оманском заливе предостерёг и Владимир Путин.
Но хочу сразу сказать, что это было бы катастрофой для региона, как минимум. Это привело бы к всплеску насилия и, может быть, к увеличению количества беженцев из региона,
– заявил российский президент на Прямой линии, добавив, что война для США обернётся «печальными последствиями».
Кстати говоря, американский конспиролог Джей МакКензи всерьёз полагает, что Трамп отказался бомбить Иран как раз после этого предупреждения Путина.
Перед переговорами Николай Патрушев дал понять, что интересы России, США и Израиля «имеют разные направления», и цель Москвы – донести иранские интересы до израильской и американской стороны.
Встреча ради встречи
Эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. Примакова Фархад Ибрагимов считает саммит уникальной возможностью, но сомневается в реальности договорённостей.
Американцы не хотят прислушиваться к мнению России. Или же они соглашаются в чём-то, например, в том, что нужно действовать совместно, а затем ведут себя несколько иначе. Если эта встреча что-то и даст, так это то, что стороны смогут принять во внимание взгляды друг друга. Учитывая нынешнюю обстановку в этом регионе, это уже немаловажно,
– подчеркнул он.
Россия не будет «сливать» Иран, потому что он является стратегическим партнёром и одним из составляющих звеньев, в том числе в рамках геополитического треугольника «Москва – Тегеран – Анкара», полагает Ибрагимов.
Старший преподаватель Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) ННГУ Амр Элдиб не верит в прорыв. В качестве бенефициара саммита он рассматривает Биньямина Нетаньяху.
Если это событие имеет ценность, то оно будет крупным достижением для Биньямина Нетаньяху и государства Израиль. Это явное и публичное подтверждение того, что Израиль – это государство, которое смогло собрать лидеров служб безопасности двух крупнейших стран мира, чтобы обсудить способы сирийского урегулирования и статус иранских сил в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене,
– рассказал Амр Элдиб в беседе с Царьградом.
Эксперт: А вы не хотите спросить Башара Асада?
Б. Асад. Фото: www.globallookpress.com
Египетский политолог считает, что вопрос иранского присутствия не зависит от договорённостей между США, Израилем и Ираном.
Присутствие иранских сил в Сирии связано с существованием иранского режима в Тегеране, и до тех пор, пока режим аятоллы находится в Тегеране, присутствие продолжится. На практике Москва не может требовать от иранцев уйти из Сирии. Россия и Иран являются гостями на сирийской земле по разным причинам. Как гость может попросить другого гостя уехать?
– рассуждает эксперт.
Решение о присутствии ВС Ирана, если от кого-то и зависит, так это – Башар Асад, добавил Элдиб.
Россия не пойдёт на уступки не только потому, что Иран – союзник, но из-за неготовности США сдержать свои обещания.
Россия не пойдёт на уступки, например, по (продаже Ирану – прим. ред.) С-400. Пойдя на переговоры с США, мы ничего не получим взамен. Что бы ни обещал Трамп, он не сможет сдержать их, потому что помешает Конгресс. Во-вторых, американская сторона выглядит как недоговороспособная, и идти с ними на какие-то соглашения и обсуждать размен рискованно,
– прокомментировал Царьграду доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
Если Магомед не идёт к горе, пойдёт ли гора к Магомеду?
Д. Болтон. Фото: www.globallookpress.com
Так же, как и у Патрушева, у Болтона тоже ограничено пространство для манёвра. Сравнивая ситуацию с Северной Кореей, где спустя десятилетия американский президент согласился на переговоры, в случае с Ираном приходится учитывать интересы нескольких игроков.
Ближний Восток – более сложный регион, чем Восточная Азия, и здесь такого рода кульбиты делать нельзя. Американцы не могут пойти на резкую смену позиции, потому что она подорвёт их договорённости с Саудовской Аравией и Израилем,
– заметил Мирзаян.
При таких раскладах трудно допустить, что Патрушев и Болтон найдут общий язык в вопросе об иранском присутствии в Сирии. Так же, как США нужен уход иранцев из САР, в той же степени России нужно их сохранение. Без поддержки КСИР российским ВКС и Башару Асаду будет крайне сложно вернуть под контроль Дамаска провинцию Идлиб и добиться прекращения оккупации США северо-востока Сирии. Поэтому, когда Болтон ставит вопрос об уходе Ирана, Патрушев может «вернуть шайбу» и спросить: «А когда собираетесь уходить вы?».
Для Москвы более приоритетная задача – избежать эскалации в Персидском и Оманском заливах. Россия могла бы инициировать систему коллективной безопасности для Ближнего Востока с участием Ирана, Израиля, Саудовской Аравии и других стран региона. Если американцы это предложение отвергнут, они уже официально распишутся в том, что провоцируют войну в регионе.