Полуостров опять перейдет в состав Украины, но при одном условии
Дмитрий Родионов
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:
Александр Дудчак
Анатолий Баранов
Кандидат в президенты Украины шоумен Владимир Зеленский оценил возможность возвращения Крыма. Он заявил, что не представляет, как можно сделать Крым украинским в случае победы на выборах.
«Крым вернется, мы же с вами понимаем, когда будет смена власти в России. Другого выхода у меня нет», — рассказал он в интервью телеканалу Ictv.
Кроме того, Зеленский подчеркнул необходимость продолжения переговоров с Россией при условии присутствия представителей США и Евросоюза. Затронул он и тему конфликта в Донбассе. Зеленский уверен, что необходимо «начать серьезную информационную войну и победить в ней», убедить жителей, что их обманывала российская пропаганда. Для этого правительство должно возобновить выплату пенсий гражданам этой части страны.
Отметим, что на днях Зеленский заявил о том, что считает возможным идти на компромиссы с Россией ради возвращения украинского суверенитета над Крымом и Донбассом. По его словам, необходимо рассматривать культурно-языковые особенности Крыма и Донбасса. При этом, он подчеркивал, что «если бы они остались со свободной и независимой Украиной, то уже получили бы на порядок больше прав и свобод, чем когда-нибудь смогут иметь в России».
Ранее же лидер предвыборной гонки также призывал вернуться к переговорам в Будапештском формате, однако при этом подчеркивал необходимость «вернуть временно оккупированные территории и заставить агрессора возместить нанесенный ущерб». Кроме того, он убеждал в необходимости вести переговоры с Москвой, игнорируя представителей властей республик Донбасса.
Нынешнее заявление Зеленского по Крыму стало ответом на обещание действующего президента Украины Петра Порошенко сделать «возвращение» Крыма приоритетной задачей своего нового президентского срока и осуществить это сразу после выборов.
Напомним, в начале недели Порошенко заявил о том, что добьется «возвращения полуострова «без торгов и договоренностей». По его словам, сделать это он планирует «политико-дипломатическим путем», то есть с помощью усиления санкционного давления на Россию со стороны Украины и стран Запада, а также судебных процессов.
«Возврат» Крыма одной из приоритетных задач назвала и третий фаворит президентской гонки — лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Она даже дала письменное обязательство сделать это, при этом назвала более конкретные сроки — сто дней. В случае неудачи она обязалась уйти в отставку.
О том, как кандидаты в президенты Украины собираются «возвращать» Крым и Донбасс, «СП» подробно писала в прошлом месяце.
Характерно, что ни один из кандидатов, даже тех, кто считается на Украине «пророссийским» и выступает за переговоры не только с Москвой, но и с Донецком и Луганском, не считает, что Крым потерян для Украины, все они обещают приложить усилия для его «возвращения. В то же время большинство украинцев в обещания «вернуть» Крым, во всяком случае в обозримой перспективе, точно не верит.
Согласно одному из опросов, проведенных на Украине в конце прошлого года, 42,3% уверены, что «возврат» полуострова, скорее всего, возможен, но только в долгосрочной перспективе, 20,1% — что, скорее, уже невозможен, 15,5% — что невозможен абсолютно. Возможным «возврат» Крыма уже в ближайшей перспективе рассматривают лишь 5,4% опрошенных.
В этом смысле Зеленский, признавая невозможность «вернуть» Крым, во всяком случае, до тех пор, пока в России не произойдут радикальные политические перемены, проявляет несвойственное украинским политикам здравомыслие. Но как на это отреагируют избиратели?
Напомним, президентские выборы на Украине состоятся 31 марта. Зеленский является лидером гонки, согласно опросам. Порошенко и Тимошенко оспаривают второе и третье места.
— Все кандидаты пользуются социологией, и опросы населения на Украине говорят, что к окончательной потере Крыма большинство избирателей не готово, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Отсюда и однообразная позиция кандидатов по полуострову — избиратель-то один и тот же. Пройдет время, изменится позиция избирателя — станут иными и программы кандидатов в этом вопросе.
«СП»: — Говоря о невозможности возвращения Крыма в обозримом будущем, Зеленский проявляет несвойственное украинским политикам здравомыслие. Но оценит ли его электорат?
— Я думаю, Зеленский более других соответствует ожиданиям украинского избирателя, не слишком «завернутого» на политике. Средний избиратель всегда и везде за здравомыслие, но этим словом в разных местах называют разные вещи.
«СП»: — Говоря о Донбассе, Зеленский указывает на необходимо «начать серьезную информационную войну и победить в ней», убедить жителей, что их обманывала российская пропаганда. Насколько это осуществимо?
— Судьба Донбасса не может быть решена мерами пропаганды и контрпропаганды, причем это ведь украинские власти перевели гражданский конфликт в вооруженное противостояние — никто не хочет вспоминать, что война началась с указа и.о.президента Турчинова, позволяющим использовать против населения тяжелое вооружение — танки, артиллерию и авиацию. Сейчас распропагандированный украинскими спецами гражданин будет просто считаться дезертиром или паникером в лучшем случае. А на войне как на войне. Зеленский не понимает, что на Донбассе не выборы, а война…
«СП»: — А насколько прав Зеленский по поводу Крыма? Может ли полуостров вернуться в состав Украины в случае смены власти в России?
— Чисто теоретически, если к власти в РФ придет какой-нибудь новый Горбачев, то может и так. Помните, Горбачев вдруг решил возвращать Прибалтике независимость после полувека пребывания в составе СССР. При том, что вся их независимость тогда насчитывала едва 20 лет, с 1920 по 1940-й, а до того таких государств как Эстония или Латвия в природе не существовало. И будущий вопрос Крыма — это в том числе и вопрос о природе власти в России. Если власть в своих решениях, как сегодня, ничем не ограничена и никак не зависит от мнения граждан, то можно ждать в будущем чего угодно — да хоть передачи Смоленска Литве или Петербурга — Швеции. Если же в России наконец-то установится власть, ответственная перед гражданами, то подобные решения будут невозможны в принципе.
«СП»: — Какие еще политические катаклизмы могли бы помочь Украине восстановиться в границах 2014 года?
— Самый лучший «катаклизм» подобного рода, к сожалению малореальный, это приход к власти в Киеве людей, настроенных вернуться к единому государству с Россией. Тогда крымский вопрос вообще снялся бы сам собой.
Второй позитивный вариант — это распад Украины на несколько независимых территорий, часть из которых будет ориентироваться на восток, и создание конфедерации, в которой окажется и Донбасс. Но Крым в этой конфигурации все равно остается российским. И третий вариант — распад собственно России, но пока что это никак не просматривается, разве что в воспаленных мозгах нескольких украинских политологов, которых и там всерьез никто не воспринимает.
— Тема Донбасса связана с войной, а война — то, что позволяет нынешней власти списывать все свои преступления, развал экономики, падение уровня жизни, — поясняет политолог Александр Дудчак.
— Причиной всех трагических событий на Украине последних 5 лет стал майдан — вооруженный переворот, с результатами которого было несогласно большинство населения, однако на большинстве территорий недовольство удалось подавить. Но и следующие в рейтингах два основных конкурента действующего нелегитимного президента, также ведут агитацию в, во многом схожей манере. Т.к. стоящие за ними финансово-политические силы, также принимали участие в перевороте и подавления сопротивления.
«СП»: — Стоит отметить, что на Украине вообще нет кандидатов, которые говорили бы, что Крым ушел навсегда, и с этим надо смириться. Даже условно «пророссийские» обещают вернуть его, но в отдаленной перспективе. Почему так? Адекватных на Украине не осталось?
— Условно, очень условно «пророссийские» стараются не говорить об этом, т.к. они не поддерживали майдан и последующую войну на Донбассе, вынужденный уход Крыма ради защиты жизней жителей полуострова. Но результатом подобных заявлений или заявлений о том, что нужно искать мирный выход из ситуации, вести переговоры напрямую с представителями непризнанных республик, может быть возбуждение уголовных дел по статье «измена родине», «сепаратизм».
«СП»: — В этом смысле, говоря о невозможности возвращения Крыма в обозримом будущем, Зеленский проявляет несвойственное украинским политикам здравомыслие. Или же это просто попытка осадить Порошенко, пообещавшего «вернуть» Крым сразу после выборов?
— Это не столько «здравомыслие», сколько непротиворечие позиции Запада, заключающейся в том, что проблему Крыма можно «оставить на потом». И это совпадает с мнением большинства населения подконтрольной Киеву Украины — люди не хотят войны, и предпочли бы вернуть всё к состоянию на конец 2013 года.
«СП»: — Оценит ли его электорат такие откровения? Не объявят ли его теперь «зрадником» и «пораженцем»?
— Нет, не объявят, кроме откровенных нацистов. Скорее ему с трудом простят «прокол» с высказыванием о ненавистной всем Ульяне Супрун — о том, что «за таких людей нужно держаться».
«СП»: — А насколько адекватны предположения Зеленского о возможности «возвращения» Крыма в случае смены власти в России? Реально ли это в принципе?
— Он пытается отложить проблему в «долгий ящик», отвести от себя претензии со стороны радикалов — как бы и российского руководство поругал, и с себя снял ответственность. И Зеленский рассуждает в том же стиле, что и нынешняя власть — совершенно игнорирует мнение самих крымчан. Украина теоретически может воссоединиться в будущем с Крымом в составе более широкого интеграционного объединения. А ведь, если бы не было майдана, Крым бы по-прежнему был бы в составе Украины.