В послевоенной России сумели создать суда, развивавшие скорость 400-500 км/ч. Речь идет об экранопланах — своего рода гибридах самолета и глиссирующего судна, разработкой которых долгое время занимался талантливый конструктор Ростислав Алексеев. Его первая машина такого рода — экраноплан СМ-1, то есть «Самоходная модель, первая» — отправилась в свой первый полет 22 июля 1961 года. Причем управлял агрегатом сам его создатель, совершенно уверенный в безопасности и возможностях своего детища. Западная разведка позже, узнав про создание «корабля-макета», назвала машину «Каспийским монстром».
Впервые об эффекте аэродинамического экрана, а точнее, резкого увеличения подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности — воды или земли, стало известно в начале 1920-х.
Тогда еще летчики, управлявшие самолетами, у которых были широкие крылья, заметили такую особенность: при взлете или посадке самолет, летящий с небольшой скоростью, вдруг начинает вести себя странно.
И именно этот эффект мог приводить даже к катастрофам во время полетов или во время испытаний. Летчики просто не понимали, как управлять машиной при встрече с так называемым экранным эффектом. Так было до тех пор, пока ученые не принялись исследовать данное аэродинамическое явление.
«Корабль-амфибия», но только в теории
Одним из первых исследователей, заговорившим неожиданно о пользе «экранного эффекта», стал ученый Борис Юрьев. В 1922 году он выпустил статью на эту тему. Позже на ее теоретические обоснования опирались уже и другие ученые. Например, изобретатель Павел Гроховский, который попытался использовать «воздушную подушку».
«Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой, — писал он в начале 1930-х годов. — Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200-300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах».
Понадобилось несколько десятков лет, чтобы перейти от теории к практике. Фото: globallookpress.com
Однако в то время развитие техники все же было невысоко, и годы вплотную заняться созданием машины-амфибии не представлялось возможным. Тогда дело ограничилось лишь несколькими экспериментальными моделями.
И хотя прототипы, которые были созданы конструкторами Павлом Гроховским и финном Тоомасом Каарио, доказали возможность движения за счет экранного эффекта, все же они не тянули на серийное производство. До настоящих экранопланов было еще несколько десятков лет.
Десять лет на подготовку к созданию «СМ-1»
К 1960-м годам у нас появились новые термостойкие и влагостойкие материалы для плоскостей и обшивки такого рода аппаратов, а также реактивные двигатели, способные разгонять их до таких скоростей, при которых аэродинамический экран становился по-настоящему эффективным.
В горьковском Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева создавались суда на подводных крыльях — как морские, так и речные. Отметим, что многие модели, которые были сделаны тогда, по сей день не имеют аналогов. «Ракеты», «Метеоры» — эти суда и привели тогда к новой волне изучения и создания экранопланов.
А все началось с того, что, когда Алексеев занимался совершенствованием своих творений, он понял одну простую вещь: какими бы быстрыми они ни были, двигаться быстрее 120 км/час все же не могли. Виновато было здесь прямое взаимодействие машины с водой: последняя резко тормозила движение.
После 1962 года началась масштабная разработка серийных образцов. Фото: globallookpress.com
Именно тогда Алексееву и пришла в голову идея устранить главный источник проблем, а именно контакт судна с водой. Он вернулся к довоенным попыткам разработки экранопланов, изучил все материалы на эту тему. И на все это ему понадобилось около десяти лет. И лишь после теории он принялся за практику.
От самоходных машин к «Каспийскому монстру» и «Убийце авианосцев»
Экраноплан СМ-1 отправился в свой первый полет 22 июля 1961 года. Убедившись в том, что теория верна, а машина идет уверенно и точно над водой, Алексеев начал демонстрировать ее потенциальным заказчикам.
В 1962 году второй экраноплан СМ-2 получил новые носовые двигатели поддува, которые помогали нагнетать воздух под крыло. После этого началась разработка серийных образцов.
И хотя в самом начале этого пути было несколько проектов, в итоге в серию вошла только одна модель десантного экраноплана. Три такие модели были приняты на вооружение советским ВМФ и вошли в состав 11-й отдельной авиагруппы Главного штаба морской авиации.
Эти машины могли перевозить 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники, причем на скорости до 350 км/час. Экранопланы преодолевали расстояние до 1500 км.
Сначала «Каспийский монстр», затем — экраноплан «Лунь», который получил неофициальное имя «Убийца авианосцев». Фото: globallookpress.com
После «СМ» приступили к созданию десятидвигательного экраноплана КМ-1. Западная разведка расшифровала аббревиатуру как «Каспийский монстр». Хотя на самом деле она расшифровывалась как «корабль-макет».
После «Каспийского монстра» был построен боевой экраноплан «Лунь», который получил неофициальное имя «Убийца авианосцев».
Все потому, что он был оснащен ракетами, которые выпускал на ходу на скорости 500 км/ч. И при этом «Лунь» был совершенно неуловим для локаторов, поскольку перемещался на высоте над водой.