Список праздников России на 13 марта 2019 года ознакомит с государственными, профессиональными, международными, народными, церковными, необычными праздниками, которые отмечаются в стране в этот день.
Вы сможете выбрать интересующее событие и узнать его историю, традиции и обряды.
Праздники 13 марта
13 марта в России отмечается 2 праздника.
Касьянов день
Народный праздник «Касьянов день» отмечается 13 марта (по старому стилю – 29 февраля). Празднование проходит только в високосный год. В православном календаре это день почтения памяти преподобного Иоанна Кассиана, римлянина, иеромонаха. Другие названия праздника: «Касьян-високос», «Касьян Немилостливый», «Скупой Касьян», «Касьян завистливый».
Иоанн Кассиан – выходец с Запада, но своей родиной он считал Восток. Монашеский постриг принял в Вифлеемском монастыре, неподалеку от места рождения Иисуса Христа. В обители он пробыл два года. Затем путешествовал по Скитской пустыне, впитывал в себя опыт других монахов. Следующие три года прошли в полном уединении в Вифлееме. После этого Кассиан направился в Константинополь, где ему присвоили сан диакона. Когда он прибыл на родину, его посвятили в сан иерея. В Галлии Кассиан построил два православных монастыря. В 435 году иеромонах окончил земной путь. Он оставил после себя много сочинений и трудов.
День памяти Святого Касьяна отмечают один раз в четыре года (так как 29 февраля бывает только в високосном году). Русские люди объясняли это тем, что Бог лишил его ежегодных именин за недоброжелательность к бедным людям. В народных преданиях, легендах и поверьях образ Святого Касьяна, несмотря на всю праведность реального святого, рисуется как отрицательный. В некоторых сёлах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным.
В образе Святого Касьяна, известном по восточнославянским легендам и сказкам, явно присутствуют демонические черты: несоразмерно большие веки, смертоносный взгляд (Касьян на что ни взглянет, всё вянет), косоглазие (Касьян глазом косит), дурной характер, злобность, связь с дьяволом и демонами, которыми он был украден в детстве (Касьян — сторож ада), а также завистливость, склочность, маленький рост.
В одной из легенд говорилось, что Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. Совершив предательство, Касьян раскаялся, Бог пожалел грешника и дал ему сравнительно лёгкое наказание. Он приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвёртый год давал ему отдых. Другая легенда рассказывает, что Касьян стоял на страже у ворот ада и только раз в году имел право оставить их и явиться на землю.
Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своём доме. Кроме того, в них рассказывалось, что Святой Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако всё это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым.
По народным представлениям, Святой Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. В Сибири считали, что Касьян любит «заворачивать» головы цыплят, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей — будет мор, на скот — падёж, на поля — неурожай. Кроме того, считалось, что Касьяну подвластны все ветры.
Василий Капельник
Народный праздник «Василий Капельник» отмечается 28 февраля по старому стилю (по новому стилю – 12 марта (високосный год) или 13 марта (невисокосный год)). В православном календаре это день почтения памяти преподобного Василия Декаполита. Другие названия праздника: «Василий Теплый», «Василий Древоруб», «Василий Исповедник», «Овечья одышка». Название «Капельник» пошло от весенней капели, когда повсюду слышны звуки падающих капель от растаявшего снега на крышах.
Про почтенного Василия Декаполита известно немногое. Он жил в VII-VIII веках. Был монахом и христианским исповедником из страны Декаполитской. Во времена преследований почитателей святых икон его заточили в сырой темнице. После смерти правителя-иконоборца Льва Исаврянина – виновника ареста многих христиан, святой Василий получил свободу. Остальной его земной путь был наполнен монашескими делами, наставлениями людей на путь праведный и добродетельную жизнь. В 750 году преподобный Василий отошел в мир иной.
В народе говорили: «Придет Василий — и зима заплачет». Крестьяне наблюдали за тающими сосульками (капельниками) не только ради забавы — по ним предсказывали урожай. Так, длинные сосульки сулили долгий лен. Радовались весенней капели охотники, ведь она сулила им удачную охоту на зайцев. Охотники в Васильев день редко возвращались домой без хорошей добычи. Вечером устраивались застолья с традиционными «правдивыми» байками.
С этим днем связаны и другие приметы на погоду и урожай. Так, дождь на Василия Теплого обещал доброе лето. Также наблюдали за тем, как тают круги вокруг деревьев: крутые края сулили крутую весну, а пологие — протяжную. А если солнце в день Василия Капельника было в кругах, можно было ждать хорошего урожая.
На Василия было принято вносить в дом свежую еловую или сосновую ветку. Хвоя очищала воздух от зимы и дарила домочадцам здоровье. Также она применялась в виде витаминного отвара, который был полезен маленьким детям и пожилым людям. Собранные в этот день почки хвойных деревьев хранили свои целебные свойства весь год. Девушки пекли калачи для родственников и друзей. Считалось, что если с утра на голодный желудок съесть такой хлеб, то придет счастье и удача.
Также в день Василия Капельника лечили детей, страдающих овечьей одышкой (на самом деле это заболевание называется брюшная водянка, по-научному — асцит, скопление жидкости в брюшной полости). Мать должна была закутать ребенка в тулуп из овчины и положить возле порога, а отец в это время загонял в избу овец, а затем выгонял их обратно на улицу. Крестьяне верили, что овцы унесут недуг с собой.