17 сентября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 17 сентября
Собор Воронежских святых | Праздник в честь святых Воронежской епархии. Установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые его отметили в 2002 году. |
Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского | Вспоминание церковью события по обретению святых мощей Белгородского епископа Иоасафа. Это произошло в 1911 году. |
Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мучеников Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы | Почтение памяти святого епископа Вавилы, трех подростков и их матери, принявших мученическую смерть за веру в Христа в период правления императора Декии (III век). |
Пророка Моисея Боговидца | В честь великого святого пророка Моисея. Принял от Бога 10 заповедей на г. Синайской. Творец великих знамений и чудес. О его жизни повествуется в Библии. |
Православный календарь на 17 сентября
17 сентября 2019
17 сентября (4 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). 15-я Неделя по Пятидесятнице (то есть пятнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется «неделей», после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых и Собору новомучеников и исповедников Казахстанских, а также память более трех десятков известных поименно угодников Божиих и одной величайшей святыни – иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая купина». Далее коротко расскажем о них.
***
Собор Воронежских святых и Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Два соборных праздника Русской Православной Церкви, установленных в разные годы в честь святых, в первом случае – совершавших свои духовные подвиги в Воронежской земле (а также ее святых уроженцев), а во втором – пострадавших во времена советских богоборческих гонений в землях современного Казахстана.
***
Святой пророк Боговидец Моисей. Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие.
Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе – сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей.
Пророк Моисей отошел ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).
***
Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула. Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования Римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова).
Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, а император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу и тот, оскорбленный, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан.
Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе – отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.
***
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский. Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями и, особенно, мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар.
Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:
«Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию…»
***
Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Один из самых почитаемых святых XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем – гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время – бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.
Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя – рукоположен во епископа Белгородского.
Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Все это подкосило его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.
Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остается нетленным. А еще через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на протяжении долгих десятилетий его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.
***
Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белогородский, – гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века, почитаемый самим царем, и в то же время – бессребреник, в конце жизни практически полностью отрекшийся от мира.
До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.
В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги.
Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству.
На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.
Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиления государства, но порицал западнические влияния, а особенно неоязыческие проявления.
Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен.
На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году.
***
Перенесение мощей благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992). Русские святые начала XIII века от Рождества Христова.
«Жить долго и счастливо и умереть в один день». Издревле этот принцип считается идеалом семейной жизни. Но мало, кто знает, что это – слова из жития благоверных Петра и Февронии Муромских. Святых, которые веками почитаются как покровители семьи и брака.
История чудесного исцеления крестьянской девушкой Февронией князя Петра от страшной болезни и их дальнейшей любви интересна и поучительна. Юная целительница не только излечила князя от физического недуга, но и своей жертвенной любовью и верностью смогла полностью преобразить этого, прежде горделивого и своенравного, правителя. Однако не только их супружеская жизнь, но и сама смерть стали чудом, свидетельствующим о нерушимости истинной любви.
Так, в Житии этих святых есть такие слова:
«Когда пришла старость, они приняли монашество… Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу… Они скончались в один день и час. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом…»
С 2008 года день Петра и Февронии Муромских отмечается и как официальный всероссийский праздник Семьи, любви и верности. Веками в начале июля к мощам святых в Свято-Троицкий монастырь города Мурома стекались тысячи паломников. А теперь этот праздник также получил и светское значение
***
Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века – I и начала II столетий от Рождества Христова – была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала многим людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.
***
Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.
***
Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника. Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при Римском императоре Максимиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что когда старец Вавила шел со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!»
***
Священномученик Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский. Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Петр был арестован Гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.
***
Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Петр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943). Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году, известном как время так называемого Большого террора) и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
***
Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина». Неопалимая Купина. Важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но несгорающего куста купины. Еще в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа.
Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где Неопалимая Купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов и особенно на Руси приобрела богородичный образ «Неопалимая Купина».
Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею.
Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, еще в годы войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 1960-х годах.
В России же еще в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.
С тех пор новые храмы, посвященные образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы – часовня.
Но молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.
***
Поздравляем всех православных христиан с днем этой великой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»