Последний русский царь интересует множество людей во всем мире, но мало из них так увлечены предметом, как Пол Гилберт. Он посвятил жизнь изучению Романовых. В кабинете Пола Гилберта в Канаде большая библиотека и целый иконостас, посвященный Николаю II. Тут и иконы прямиком из русских монастырей, и бюстик царя из Петербурга и репродукция знаменитого портрета кисти Валентина Серова. Заходя в русскую церковь, Пол всегда обретал внутреннюю гармонию, которой не мог достичь нигде больше. «Я как будто путешествую во времени. На меня оказывает невероятное духовное влияние архитектура, старинные традиции, иконы, запах ладана и ангельские голоса, поющие молитву», — говорит Пол.
Пол делает все не только чтобы почтить память последнего царя, но также опровергнуть многочисленную ложь, которую распространяют о нем западные историки. Пол говорит, что один из самых возмутительных, но весьма распространенных мифов, что смерть Николая и его семьи была безразлична самим русским. Британец изучил многочисленные дневники современников, которые свидетельствуют, что поминальные службы по почившему царю велись в церквях по всей стране, а люди всех сословий плакали. (Об этом пишет, например, Князь Сергей Голицын в своих «Записках уцелевшего».)
Просветительская миссия
В 1994 году Пол основал организацию Royal Russia, чтобы распространять достоверную информацию о Доме Романовых. На сайте организации публикуются новости о царской семье и выставках, посвященных ей, архивные кадры, репортажи с реставрационных работ, информацию о ювелирных изделиях Фаберже, принадлежавших царской семье и многое другое.
Пол также издает несколько журналов об истории Российской Империи, в них он дает слово российским историкам, публикует исследования, основанные на документах, найденных в российских архивах после перестройки. Пол также основал собственное издательство, чтобы публиковать дневники, мемуары, письма и фотоальбомы Романовых.
В этом году вышла первая книга самого Пола «Моя Россия. Екатеринбург», в ней он рассказывает о многочисленных поездках в город, где была убита царская семья. К печати готовится и вторая книга Пола, посвященная вопросу Николая II и его семьи в постсоветской России.
Влюбиться в Россию
Интерес к России у Пола появился еще в самом раннем возрасте, хотя у него нет никаких русских коней. Еще мальчиком он начал коллекционировать иллюстрированные книги, фотографии и старые открытки с Романовыми.
Пол посвятил 25 лет жизни изучению истории династии Романовых. Он был в России 29 раз — впервые в 1986 году, когда говорить о царе после долгих лет советского умалчивания, было еще не принято. Британец очень гордится, что его работу оценили сами потомки царской династии. Великая княгиня Мария Владимировная, внучка двоюродного брата Николая II, несколько раз высоко оценивала его деятельность. В 1998 Полу посчастливилось стать свидетелем исторического события — его пригласили на торжественное перезахоронение останков Николая II и его семьи в Петербурге. Там Пол познакомился в потомками другой ветки царской семьи — великими князьями Николаем Романовичем и Димитрием Романовичем.
«Романовфилы»
«Романовых продолжают любить самые разные люди: историки, православные верующие, священнослужители, монархисты, сторонники Николая II», — рассказывает Пол.
Спустя столетие после гибели Романовых, интерес к ним все еще очень велик. Этот трагический эпизод в истории переосмысливается в многочисленных книгах, хуложественных и документальных фильмах, выставках, конференциях. Пол говорил, что в 2017 году на его сайте было более 5,6 миллионов посещений, а у страницы Royal Russia на фейсбуке более 160 тысяч подписчиков.
«Романовы увлекались фотографией и оставили после себя множество снимков из повседневной жизни, которые, конечно, не предназначались для широкой публики. Но сейчас мы смотрим на эти кадры и видим, что это была самая обычная любящая семья, несмотря на их высокий статус».
Полу кажется, что именно эти изображения простых людских радостей жизни так поражают наше сегодняшнее воображение — та эпоха и эти люди безвозвратно ушли накануне самых страшных событий 20 века.
Александра Гузева