Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
20:37, 12 апреля 2019

Из всех искусств для нас важнейшим является… интернет


Уже банальной стала мысль, что самым ценным ресурсом современного общества является внимание. То, что находится в центре внимания, образует «повестку дня», которая конструируется совокупными усилиями прессы, социальных сетей и других медиа. Но что именно нас сегодня интересует? «Инвест-Форсайт» совместно с сервисом Pressfeed решил изучить этот вопрос на примере российской экономической и деловой журналистики. Как известно, Pressfeed представляет собой крупнейшую российскую платформу для публикации журналистских запросов. За год этих запросов накапливаются тысячи – таким образом, структура потока может довольно точно показать, что именно в первую очередь интересует российских журналистов.

Из всех искусств для нас важнейшим является… интернет

Евгений Одиноков / РИА Новости

Для анализа «структуры внимания» было взято более 4000 журналистских запросов, опубликованных в сервисе Pressfeed в 2018 году, которые затем были распределены по 33 темам, относящимся к стереотипной экономической и деловой тематике. Список тем и ключевых слов был разработан в редакции «Инвест-Форсайта». Что же выяснилось?

Самой популярной темой оказалась «интернет и онлайн-сервисы». На нее приходится 13% всех запросов. На первый взгляд в этом нет ничего удивительного – именно интернет является силой, преобразующей сегодня и быт, и бизнес, и государственное управление. С другой стороны, структура журналистского интереса не соответствует роли различных сегментов экономики в ВВП: «промышленность» находится только на 8 месте, «нефть, газ и полезные ископаемые» – на 10-м. Зато популярный, но малозначимый для реальной экономики «блокчейн» вышел на 5 место: по теме «блокчейн, криптовалюты, токены» запросов было больше, чем по нефтегазу и бюджету вместе взятых.

И публика, и журналисты интересуются не самыми богатыми, не самыми солидными, даже не самыми могущественными отраслями, а теми сферами, откуда надо ждать новостей, откуда может прийти какое-то обновление нашей жизни. Поэтому на втором по популярности месте – тема «технологии и хайтек» (12% всех запросов). Любопытно, что 3 и 4 место заняли темы банков и недвижимости. В прошлом эти секторы были местом самых высоких заработков, самых выгодных инвестиций, самых больших доходов, самых головокружительных бизнес-карьер. Однако золотой век банковского бизнеса и сферы недвижимости уже в прошлом. Тем не менее по инерции деловая пресса продолжает ими интересоваться, тем более что они куда более открыты для прессы, чем нефтянка или ВПК.

По мнению директора центра «Смимонитор» Ольги Филиппенко, на результаты исследования влияют два фактора. Во-первых, количество информационных поводов. Стремительное развитие технологий вызывает интерес у широкой аудитории. К примеру, по данным «Смимонитора», только про Илона Маска за последний год вышло более 93 тысяч упоминаний в федеральных и крупных региональных русскоязычных СМИ. Это в разы больше, чем у многих звезд шоу-бизнеса. А интерес к таким традиционным секторам, как финансы и недвижимость, также вполне логичен. За последний год на этих рынках произошли существенные изменения, которые повлияли на всю отрасль – журналисты вместе с экспертами пытались разобраться: к чему это приведет? Для недвижимости катализатором изменений стал закон, запрещающий долевое строительство, а в банковском секторе не утихают события, связанные с политикой ЦБ по регулированию отрасли.

Второй немаловажный фактор, по мнению Ольги Филиппенко, – интерес самих читателей. Аудитория деловых изданий – преимущественно средний класс, который активно использует различные интернет-сервисы, гаджеты, является клиентом банков, возможно, думает об аренде или покупке квартиры. А вот такие темы, как «полезные ископаемые» или «тяжелая промышленность», при всей своей значимости для экономики страны, его интересуют в меньшей степени – в своей бытовой жизни с продукцией этих компаний он практически не сталкивается напрямую, разве только на автозаправке. И потому имеет об этих отраслях весьма общее представление.

Директор по PR банка для малого бизнеса «Сфера» Армен Амирханян добавляет, что в топ-5 вошли темы, с которыми так или иначе связана жизнь каждого жителя России. Исключение здесь блокчейн/криптовалюты, это на самом деле довольно узкий рынок, но в 2018 году был хайп по теме. О криптовалютах писали не только деловые издания, но и общественно-политические. Кроме того, Армен Амирханян отмечает, что каждая из топ-10 тем в 2018 году периодически ловила «локальный» хайп. Например, тема налогов очевидно связана с введением НДС 20%: на эту тему много говорили и писали. Промышленность и санкции – связанные темы, поскольку много было инфоповодов по санкциям к российским деловым и политическим персонам, банкам и предприятиям. А тема нефти и газа исконно популярна в России в силу объективных экономических причин.

Рейтинг популярности журналистских запросов на экономические и деловые темы
в сервисе
Pressfeed в 2018 году 

Содержание запроса Количество запросов в 2018 году Доля от общего числа запросов (%)
1. Интернет/онлайн-сервисы 568 12,96
2. Технологии/хайтек 520 11,86
3. Банки 421 9,60
4. Недвижимость 376 8,58
5. Блокчейн/криптовалюты/токены 281 6,41
6. Налоги 261 5,95
7. Инвестиции/инвестиционные проекты 256 5,84
8. Промышленность 207 4,72
9. Санкции/контрсанкции/импортозамещение 170 3,88
10. Нефть/газ/полезные ископаемые 150 3,42
11. Бюджет 135 3,08
12. Транспорт 116 2,65
13. Стартапы 112 2,55
14. Ритейл 108 2,46
15. Экономический рост/экономическое развитие 94 2,14
16. Страхования 93 2,12
17. Пенсии/пенсионные реформы 89 2,03
18. Логистика/логистический/склады 71 1,62
19. Роботы/робототехника 57 1,30
20. Интернет вещей 53 1,21
21. Искусственный интеллект/нейросети 44 1,00
22. Сельское хозяйство/аграрные 42 0,96
23. Энергетика 34 0,78
24. Потребительский рынок 31 0,71
25. Фондовый рынок/ценные бумаги 25 0,57
26. Инвестиционный климат/инвестиционная привлекательность 23 0,52
27. Дроны 14 0,32
28. Национальные проекты 12 0,27
29. Авиация 8 0,18
30. Венчур/венчурные фонды 8 0,18
31. Железные дороги 3 0,07
32. Биотехнологии 1 0,02
33. Грузовые перевозки 1 0,02
Всего 4384 100

Автор: Константин Фрумкин


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru