Все ведущие страны в настоящее время заняты разработкой или производством истребителей пятого поколения. Некоторые державы уже задумываются о создании принципиально новых машин, которые можно будет отнести к следующему шестому поколению. Среди прочих, подобные планы имеют США. Согласно сообщениям последних лет, Пентагон собирается разработать сразу два истребителя шестого поколения.
Концепт палубного истребителя F/A-XX от компании Boeing
Долгий путь к проекту
Первые заявления о возможной разработке истребителя следующего поколения прозвучали в конце прошлого десятилетия. Впрочем, тогда утверждалось, что подобный проект является делом отдаленного будущего, и пока следует уделять больше внимания актуальным проектам. В дальнейшем эту тему неоднократно вспоминали, но все ограничивалось обсуждениями и простыми предложениями.
Понимая сложность подобных проектов, Пентагон несколько лет назад запустил предварительные исследования. С середины текущего десятилетия выполняются различные научно-исследовательские работы, целью которых является изучение имеющихся возможностей и поиск оптимальных решений, а также формирование требований к истребителю и его возможного облика. Какие результаты были получены в ходе этих работ – неясно. Официальные лица пока обходятся самыми общими формулировками.
На данный момент все работы по шестому поколению истребителей в США ведутся под контролем агентства перспективных разработок DARPA. Авиастроительные организации тоже занимаются этой тематикой, но пока представляли только концепты самого общего вида, предусматривающие использование тех или иных идей. Ни одно из таких предложений пока не получало одобрения и не принималось к дальнейшей разработке.
По заказу Пентагона прорабатывается сразу два варианта истребителя шестого поколения. Первый, известный под рабочим обозначением F-X, предназначается для военно-воздушных сил. Военно-морские силы, предъявляющие иные требования к авиации, планируют создать самолет F/A-XX. Возможно, два образца будут основываться на общих идеях и использовать некоторые общие агрегаты.
Два проекта
В 2016 г. запустили программу Penetrating Counter Air, направленную на создание истребителя для ВВС (F-X). Пока задача проекта состоит в проведении необходимых НИР и определении оптимального облика самолета. В средней перспективе начнется проектирование, а серийное производство будет запущено в тридцатых годах.
Согласно доступным данным, проект F-X предусматривает создание многофункционального истребителя, способного дополнить или заменить ряд существующих образцов. Прежде всего, F-X / PCA заменит устаревающие машины семейства F-15, а затем свое место ему уступят более новые F-22. PCA должен будет решать задачи завоевания превосходства в воздухе, сопровождать ударные машины и самостоятельно бороться с наземными целями.
Для получения максимальной боевой эффективности предлагается обеспечить высокие летно-технические характеристики. В частности, может быть увеличена дальность полета, что позволит работать в условиях уничтожения аэродромов и заправщиков. Необходимо принять меры по сокращению заметности, в том числе для самых совершенных современных радиолокационных систем. По полезной нагрузке F-X должен превосходить нынешние самолеты.
Перспективный палубный истребитель F/A-XX или Next Generation Air Dominance с точки зрения решаемых задач должен быть похожим на F-X PCA, однако к нему должны предъявляться специфические требования, связанные с эксплуатацией на авианосцах. Прежде всего, это более прочная конструкция, обеспечивающая посадку на палубу с использованием аэрофинишера. Также могут возникать иные требования к приборному оснащению, вооружению и т.д.
Истребитель F-X от «Боинг» в версии 2016 г.
Тем не менее, точный облик двух истребителей будущего пока не определен. DARPA и смежные организации прорабатывают эти вопросы, но не спешат делиться результатами своих исследований. Представители ВВС и ВМС время от времени раскрывают свои желания и мнения, но исследователи хранят молчание.
Идеи шестого поколения
К настоящему времени прозвучало достаточно заявлений о будущем шестом поколении истребителей, что позволяет представить примерные требования к подобной технике. Кроме того, появляется возможность определить обязательные атрибуты будущего поколения и оценить их потенциал.
Прежде всего, от шестого поколения ожидают рост всех основных тактико-технических характеристик. Всерьез обсуждается возможность достижения гиперзвуковых скоростей, а также повышения дальности и высоты полета. Также новый истребитель должен будет нести больше вооружения – тоже с повышенными характеристиками.
Как и предыдущее поколение, шестое будет использовать технологии, направленные на снижение заметности для любых средств обнаружения. При их создании требуется учитывать прогресс в области радиолокации, способный сократить эффективность стелс-технологий. На уровне обсуждений также фигурирует сокращение оптической заметности за счет принципиально новых систем.
Важнейшее значение будет иметь авионика. Предлагается использовать уже известные идеи и решения, такие как максимальная автоматизация процессов, РЛС с АФАР, размещение антенных устройств в разных частях планера и т.д. Также следует внедрять элементы искусственного интеллекта, дополнительно разгружающие летчика.
Определенной популярностью пользуется концепция опционально пилотируемого самолета. В зависимости от поставленной задачи, истребитель нового поколения сможет управляться пилотом из кабины или оператором с внешнего пульта. Удаление пилота обеспечит рост части летно-технических характеристик и боевых качеств. Опционально пилотируемые самолеты смогут работать как самостоятельно, так и в связке с управляющим истребителем, на борту которого имеется экипаж. Любопытно, что необязательное наличие пилота на борту предлагается в качестве одного из ключевых критериев шестого поколения.
Самолет сможет нести и применять подвесное ракетно-бомбовое вооружение, для которого будут использоваться внутренние грузоотсеки. Необходимость использования встроенной пушки является предметом споров. Кроме того, обсуждается возможность внедрения принципиально нового оружия, такого как боевые лазеры.
Предлагаемые концепты
Еще в 2009 г. компания Boeing предложила концепт истребителя шестого поколения, пригодного для эксплуатации в ВМС. Предлагался двухдвигательный самолет с двухместной «опциональной» кабиной. По техническим и боевым характеристикам такой F/A-XX должен был превосходить существующий F/A-18E/F.
Вариант F-X от Lockheed Martin
В 2011 и 2013 гг. «Боинг» представляла другие варианты перспективного истребителя. Теперь предлагался проект универсального самолета для ВВС и ВМС. В проекте предусматривался акцент на завоевание превосходства в воздухе, но не исключалась и эффективная работа по наземным целям. При схожих габаритах и массе, предложенный самолет может иметь преимущества в летно-технических характеристиках перед существующим F-35.
В 2012-м свое видение шестого поколения раскрыла компания Lockheed Martin. Ее концепт предусматривал создание принципиально нового планера, способного обеспечить высочайшие летные характеристики и боевые качества. Также конструкция должна была иметь функции «саморемонта». Проект предлагал средства сокращения заметности в разных диапазонах. Для создания предложенной машины следовало проработать массу новых решений и технологий, но сопутствующие траты должны были полностью окупиться.
В 2015 г. о намерении участвовать в новой программе заявила компания Northrop Grumman. Ее концепт-проект похож на предложения других компаний и имеет те же особенности. Впрочем, при создании реального проекта облик самолета может заметно измениться.
Будущее проектов
По очевидным причинам, концепты от нескольких крупных авиастроительных компаний пока не получили развития. Специалисты и любители авиации получили возможность рассмотреть взгляды промышленности, но до изучения реальных образцов пока далеко. Опытные образцы новых моделей появятся, как минимум, через несколько лет.
В настоящее время проблематику шестого поколения истребителей изучают специалисты DARPA и авиастроительные компании. В обозримом будущем агентство должно будет сформировать требования к будущим F-X и F/A-XX, после чего Пентагон сможет объявить конкурс на разработку реального проекта. Сроки запуска такого конкурса пока остаются неизвестными.
Согласно самым смелым прогнозам, первый истребитель шестого поколения разработки США сможет подняться в воздух во второй половине двадцатых годов. Через несколько лет после этого возможен запуск серийного производства с поставкой техники в войска. Пока же все направление находится на самых ранних этапах, и это накладывает известные ограничения.
Впрочем, известные сроки позволяют предполагать, что реальные работы по истребителям будущего поколения начнутся в самое ближайшее время. Тогда же Пентагон сможет раскрыть свои пожелания и требуемые черты новых самолетов. После этого можно будет определить, какие из предположений последних лет были верными, и какой из предложенных концептов наиболее близок к пожеланиям военных.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Lockheed Martin / lockheedmartin.com, Boeing Company / boeing.com