27 мая в Греции отмечается День Ивана Русского (Иоанниса Россоса) – одного из самых почитаемых в народе православных святых. В этот день остров Эвбея в Эгейском море, второй по площади после Крита греческий остров, становится центром притяжения многих тысяч паломников со всех концов благословенной Эллады.
Все дороги ведут к Иоанну Русскому
Небольшое селение Прокопион… Сегодня в нем живет около 950 человек. До 1927 года Прокопион носил турецкое название «Ахметага», а затем сюда переселились жители одноименного селения Прокопион из малоазийской Каппадокии. Переселение было вызвано греко-турецким обменом населением.
При малой численности населения Прокопион вряд ли получил бы широкую известность, если бы не был центром православного паломничества – именно здесь находится Храм праведного Иоанниса Россоса. В храме – мощи православного святого, которые в свое время были привезены сюда каппадокийскими переселенцами.
Храм праведного Иоанниса Россоса находится в центре Прокопиона. Его строительство началось еще в 1930 году, но из-за войны отложилось аж до 1951 года, когда храм был завершен и туда из храма равноапостольных Константина и Елены перенесли мощи Иоанниса Россоса. Храм выстроен в традиционном греческом стиле. При входе – две звонницы, трехнефная базилика. В основной части храма, под беломраморным саркофагом и покоятся мощи праведного Иоанниса Россоса. Они возлежат в серебряной раке, которая украшена по бокам барельефами с изображением сцен из жизни православного святого.
Не зря на Эвбее говорят: «Все дороги ведут к святому Иоанну Русскому». Чем же удостоился человек, которого называют Иваном Русским, такой чести?
Русский солдат Иван
Примерно в 1690 году на землях, тогда занимаемых Войском Запорожским, в одной казацкой семье родился мальчик. Когда он достиг юношеских лет, его призвали на военную службу в русскую армию Петра I. Обычная судьба парня того времени…
Иван Русский (а имя и фамилия его подлинные так и остаются неизвестными) участвовал в русско-турецкой войне 1710-1713 годов. Во время Прутского похода, не исключено, что как раз в битве за Азов, Иван оказался в числе других русских солдат, попавших в плен к крымским татарам – сателлитам Османской Турции.
Татары поступили с Иваном, как и с другими пленниками, так, как делали почти всегда с любыми русскими и малороссийскими людьми, попадавшими к ним в руки. Ивана перевезли в Константинополь, где на невольничьем рынке продали некоему человеку по имени Ага. Именно так он фигурирует в житии святого Иоанниса Россоса, хотя «ага» в турецком языке – уважительная приставка к имени, указывающая на статус человека. Известно, что купивший Ивана Ага занимал пост начальника подразделения турецкой кавалерии – сипахов.
Каппадокийский плен
Ага отправился к себе на родину – в Каппадокию, где находилось поместье Аги в селении Ургюп (Прокопион). Туда же он привез и Ивана. Турки сразу же предложили русскому солдату принять ислам, что гарантировало бы ему освобождение и куда более хорошую жизнь, возможно и карьеру на турецкой службе. Но Иван, крещенный и выросший в православии, отказался от этого предложения.
Он не менял своей веры и тогда, когда подвергался жестоким издевательствам со стороны турок. Его били, унижали, называли «неверным», поручали самую грязную и тяжелую работу, но Иван не сдавался. Вместе с тем, он и не озлоблялся, не отвечал агрессией, не воровал, а лишь работал и молился, наотрез отказываясь переходить в ислам.
селение Ургюп
В конце концов Ага, который, видимо, был неплохим человеком, убедился в твердости Ивана в своей вере и приказал своим домочадцам более не терзать и не мучить пленника и не заставлять его переходить в ислам. Ивана перевели трудиться на конюшне, где он и поселился. Иван трудился добросовестно, не отлынивая, чем в конечном итоге заслужил уважение со стороны хозяина.
Ага предложил Ивану переселиться в отдельное помещение, но Иван отказался, сказав хозяину, что Бог распорядился быть ему рабом и значит так тому и быть, и лишения надо терпеть соответствующие. Иван остался на конюшне, ненавидимый другими рабами, которым не нравились ни трудолюбие русского пленника, ни все более доверительное отношение к нему со стороны хозяина Аги. Так и проходили годы – днем Иван трудился и молился, а ночью тайно посещал пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы.
Хадж хозяина и чудо с пловом
Со временем Ага серьезно разбогател и стал одним из самых богатых и влиятельных людей в своем селении. Он связал свое благополучие с тем, что в доме его нашел приют христианский праведник. Однажды Ага решил совершить хадж в Мекку. Во время путешествия хозяина дома его жена созвала родственников Аги на обед. За столом прислуживал Иван, которому жена и сказала о том, как бы рад был хозяин дома, если бы сейчас трапезничал вкуснейшим пловом рядом со всеми. Иван попросил у хозяйки блюдо с пловом, пообещав отправить его Аге.
Гости очень сильно развеселились, поскольку решили, что Иван хочет либо съесть сам плов, либо раздать его беднякам. Но поскольку к этому времени Ивана все любили и ценили, его просьбу выполнили и выдали ему плов. Когда домой вернулся хозяин Ага, он рассказал о том, что во время путешествия в Мекку обнаружил в своей комнате блюдо с горячим пловом. И самое интересное, что на блюде было выгравировано его имя – то есть, это была посуда из его дома в Ургюпе.
После этого события авторитет Ивана очень сильно вырос. Даже турки-мусульмане стали рассказывать друг другу, что в доме Аги живет «вели» — «святой человек». В принципе, Иван мог бы уже и не работать, а только молиться, но он не изменял себе – он честно трудился, жил очень скромно, отказывался от любых попыток предоставить себе какие-то привилегии.
Уход из земной жизни и почитание
В 1730 году Иван тяжело заболел и попросил привести священника, чтобы причаститься. Священник испугался идти в дом к Аге и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, Иван скончался. Это произошло 27 мая 1730 года. Интересно, что мусульманин Ага, узнав, что уважаемый им Иван скончался, сам позвал священника и поручил похоронить Ивана по христианским обычаям. В последний путь Ивана проводили почти все жители Ургюпа, причем не только христиане, но и мусульмане.
Церковь, где молился Иоанн
Ивана похоронили при местной церкви святого Георгия, которую при жизни посещал праведник. Сразу же его могила превратилась в объект паломничества всех жителей Ургюпа и окрестных селений. Приходили на могилу Ивана и христиане, и мусульмане. В этом, кстати, не было ничего удивительного, поскольку во многих регионах Малой Азии ислам был всегда очень либерален, а значительную часть мусульман составляли бывшие христиане, перешедшие в ислам из соображений безопасности или личной выгоды.
Кроме того, в Ургюпе проживало большое количество янычар, а среди янычарского корпуса, как известно, был очень популярен орден Бекташийя, проповедовавший веротерпимость и лояльное отношение к христианству. Многие бекташи почитали не только своих учителей, но и христианских святых, поэтому ничего удивительного не было и в том, что Иван Русский стал почитаться не только греческим, но и турецким населением каппадокийского села.
Спустя три года после смерти Ивана, в ноябре 1733 года, священник церкви святого Георгия увидел во сне праведника и тот рассказал ему о нетленности своего тела. После этого знамения местные жители решили открыть могилу и действительно убедились в нетленности останков Ивана. Более того, от тела источался аромат. Тогда мощи праведника были извлечены из могилы и помещены в раке в церкви.
Судьба мощей святого Иоанна Русского
Однако и после смерти святому не было покоя. В 1832 году, спустя век после ухода Ивана из жизни, хедив Египта Ибрагим-паша напал на Турцию. Ургюп, через который шли против хедива войска султана Махмуда II, был враждебен султану и не собирался пропускать его армию через селение. Это объяснялось тем, что в Ургюпе проживали бывшие янычары, чей корпус был расформирован султаном. Но султанские войска подавили восстание в Ургюпе. Обнаружив в церкви мощи Иоанна, солдаты султана решили их сжечь.
В житии святого рассказывается, что солдаты разожгли костер, но мощи опять оказались в церкви. Они повторно вынесли их и положили в костер, но огонь не тронул останков святого. В один момент солдаты увидели Ивана живым, стоящим среди огня. Солдаты в ужасе разбежались, оставив и мощи, и награбленную в селении добычу.
Спустя день местные старики – христиане пришли к церкви и обнаружили целое тело святого среди обгоревших углей. Оно было черным от копоти, но по-прежнему прекрасно пахло. Огонь не тронул святого. Его мощи вернули в раку. В 1845 году их перенесли в церковь Василия Великого, а в конце 1880-х годов на средства русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в Каппадокии, в селе Ургюп началось строительство церкви в честь Ивана Русского. В 1881 году, в благодарность за финансирование строительства, в монастырь Пантелеимона была отправлена десница святого. Когда в 1898 году храм Ивана Русского было достроен, мощи перенесли туда.
В 1924 году начался обмен населением между Грецией и Турцией. Греки-христиане покидали Малую Азию – земли, где греки жили на протяжении трех тысячелетий. В ответ в Турцию возвращалось мусульманское и турецкое население из Греции. Христиане из Ургюпа перебрались в селение Ахметага на Эвбее, которое и было переименовано, как мы писали выше, в Прокопион.
В новый Прокопион перевезли и мощи святого Иоанна Россоса. Первоначально их поместили в церкви святых равноапостольных Константина и Елены, а затем выстроили новый храм. С 1962 года в Греции действует Общество во имя святого Иоанна, которое занимается благотворительной деятельностью, включая строительство общежитий, приютов, богаделен, детских лагерей.
Память о праведнике
Жизнь Ивана Русского – удивительный пример служения своей вере. Даже в самых сложных условиях, оказавшись на чужбине и во враждебном окружении, Иван не только не отказался от своей веры. Он остался настоящим человеком, который честно и добросовестно трудился, любил и уважал людей, какими бы они ни были.
Не случайно простой русский солдат, попавший в турецкий плен, стал героем и святым у православного греческого народа. Но и в родной России память об Иване Русском постепенно восстанавливается. В 1962 году он был включен в календарь Русской православной церкви, а в 2003-2004 гг. в Кунцеве был построен первый храм в честь этого удивительного праведника. Памятник святому Ивану Русскому был открыт в 2012 году в городе Батайске Ростовской области.
Автор:
Илья Полонский