Предвыборный скандал в Киеве: подоплека и цели инициаторов
Виктор Пироженко
На Украине, похоже, развивается скандальная история вокруг посла США в этой стране Мари Йованович (на фото). Авторитетное издание США «The Hill» 20 марта передало запись интервью с генпрокурором Юрием Луценко и опубликовало заметку на эту тему. В интервью Луценко упомянул о том, что во время первой встречи с послом США на Украине Йованович получил список людей, которых украинские власти не должны преследовать, т.е., фактически, получил список «неприкасаемых» для правосудия.
Как объяснил Луценко, генпрокуратура вела расследование по делу о растрате технической помощи США правоохранительным органам киевского режима на сумму порядка 4 млн дол. Эту сумму посольство США на Украине якобы должно было выделить офису генпрокурора, но эти средства, по словам Луценко, «так и не поступили».
Для получения разъяснений по этому делу Луценко, как следует из интервью, пытался вызвать на допрос «украинских госслужащих», т.е. разного рода активистов, включая и некоторых депутатов Рады, тесно связанных с посольством США, в частности, по линии «антикоррупционной борьбы». Вот за этих людей и просила якобы Йованович.
Госдеп назвал иск Луценко о получении списка «неприкасаемых» «откровенной фальсификацией».
И разъяснил ситуацию так: «В настоящее время Соединенные Штаты не предоставляют никакой помощи Генеральной прокуратуре, но ранее (сразу после госпереворота 2014 г. – В.П.) пытались поддержать фундаментальную реформу сектора правосудия». Когда «воля генпрокурора» «к подлинной реформе … оказалась недостаточной», помощь была «перенаправлена на более продуктивные проекты».
Пришло опровержение из посольства США в Киеве. «Заявления генерального прокурора Украины не соответствуют действительности и имеют целью ослабить репутацию посла Йованович.
Таким образом, из разъяснений Госдепа вырисовывается иная ситуация. Сама американская сторона отменила помощь генпрокуратуре и перенаправила её на иные цели. Дескать, хищения не было, а поскольку Йованович была в курсе всей ситуации, она могла просить Луценко не преследовать данные фигуры в связи с этим делом.
Вряд ли посол США опустилась до воровства собственных же подачек подконтрольному режиму, но профессиональные «антикоррупционные» активисты, сидящие на американских грантах и не раз замеченные в коррупции, вполне могли. В этом случае Йованович скорее их прикроет, чем отдаст на расправу Луценко. С кем же тогда работать?
Конечно, сами по себе подобные просьбы Йованович к генпрокурору иностранного государства являются вмешательством во внутренние дела Украины.
Но по сравнению с тем, что уже натворили и творят США на Украине и в иных регионах мира – это мелочь, которая вряд ли кого-то на Украине удивит.
Для чего тогда люди из окружения Порошенко затеяли этот скандал?
Порошенко, о чём свидетельствует – 1) наличие у штаба Порошенко мотива, и –2) последовательность событий накануне интервью Луценко.
Мотив этой атаки легко прочитывается – дискредитировать посла США Йованович, чтобы вызвать недоверие у администрации Трампа к её сообщениям о фальсификации выборов штабом Порошенко и, в целом, к её оценке главы режима и его окружения.
Фальсификации киевского режима, сами по себе, США, конечно, не интересуют. Если надо, то они и перевороты устраивают, и самозванцев президентами признают. Но в нынешних украинских реалиях фальсификации выборов главой режима опасны для США силовыми столкновениями с его оппонентами, новым, неподконтрольным «майданом» и, в конечном счёте, потерей контроля над Украиной.
В начале марта Йованович выступила на публичном мероприятии в Киеве с едва завуалированными публичными обвинениями Порошенко в содействии коррупции. Она в категорической форме потребовала от него обеспечить соблюдение законности в предвыборной кампании.
Но именно сейчас такая фальсификация для штаба Порошенко становится критически востребованной, потому, что мартовские соцопросы показывают невозможность переломить эту ситуацию законными способами в пользу главы киевского режима.
Поэтому дискредитация Йованович свидетельствует, что штаб Порошенко не планирует отказываться от скупки голосов и прочих способов фальсификации, а возможно, уже решился и на фальсификацию результатов голосования в первом туре.
О том, что инициатива дискредитации Йованович исходила из Киева, свидетельствует последовательность событий накануне. Нардеп от БПП Борислав Розенблат – один из громких фигурантов расследования Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) по «янтарному делу» 16 марта обнародовал запись, на которой «человек с голосом директора НАБУ Сытника» рассказывает, что помогал кандидату в президенты США Хиллари Клинтон во время выборов в 2016 году.
Речь идёт об известной истории с «амбарной книгой» Партии регионов, в которой, кроме записей о платежах известным украинским политикам и чиновникам за разного рода услуги, были отметки о выплатах крупных сумм команде Манафорта за консультации в предвыборных кампаниях партии, которые он скрывал от налоговых органов США.
Очевидно, что посольство США на Украине и лично Йованович, которые курируют деятельность НАБУ и многочисленного сонма «активистов-антикоррупционеров», организовали в 2016 году через эту структуру расследование по Манафорту и передали его результаты руководству демпартии.
И только два дня спустя по теме записи Розенблата появилась статья в американской прессе. Там обсуждалось, как НАБУ помогало Хиллари Клинтон.
Эту статью, в свою очередь, разместил в своём твите Трамп, что симптоматично. Он помнит о том, что нынешние киевские власти участвовали в его травле, как кандидата в президенты США.
Как, утверждает украинское издание «Страна» со ссылкой на источники в дипломатических кругах, именно ретвит президента США, стал сигналом для атаки Луценко на Йованович.
В данный момент неизвестно, кто вышел на Луценко с просьбой об интервью The Hill. Но суть происходящего это не меняет – штаб Порошенко серьёзно готовится фальсифицировать итоги голосования.
А США один раз втянув собственных марионеток во внутренние игры, ещё неоднократно столкнутся с тем, что киевские подшефные их самих будут использовать в своих местечковых разборках.
Специально для «Столетия»