Суббота, 20 апреля 2024   Подписка на обновления
Суббота, 20 апреля 2024   Подписка на обновления
Популярно
1:02, 11 июня 2019

Экономическая повестка нового президента Казахстана


В минувшее воскресенье восточный сосед России и партнер по Евразийскому экономическому союзу республика Казахстан выбрала нового президента – им стал Касым-Жомарт Токаев, с марта исполнявший обязанности президента республики и занимавший до этого пост председателя Сената парламента Казахстана.

Экономическая повестка нового президента Казахстана

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. Владислав Воднев / Sputnik

Президентские выборы стали первыми за весь период независимости республики, в которых не принимал участие лидер нации Нурсултан Назарбаев, досрочно сложивший президентские полномочия в марте 2019 года. Победа не была столь оглушительной, как в случае с первым главой независимого Казахстана, – Токаев набрал (по данным ЦИК) чуть более 70% голосов избирателей. Однако здесь различия, похоже, и заканчиваются – как уверены опрошенные «Инвест-Форсайтом» эксперты, в ближайшие год-два ни в экономике страны, ни в отношениях с Россией ожидать перемен нет никаких поводов.

Курс не изменится

Именно внешняя политика обещает стать «коньком» нового главы республики – у Касым-Жомарт Токаева за плечами богатая карьера советского дипломата, включая работу в МИДе: в советских посольствах в Сингапуре и Китае. После обретения Казахстаном независимости Токаев также был занят в основном вопросами внешней политики, в частности занимал пост министра иностранных дел в 2002-2007 годах, был генеральным секретарем Конференции ООН по разоружению и защитил докторскую диссертацию по теме «Внешняя политика Республики Казахстан в период становления нового мирового порядка».

Во многом именно поэтому Токаева рассматривают как ожидаемого преемника Назарбаева, намеренного продолжить его курс в отношениях с Россией. Так, Токаев еще до победы на выборах приезжал с визитом в Москву и встречался с президентом России Владимиром Путиным.

«Казахстан ведет себя очень аккуратно во взаимоотношениях с Россией, и президент Касым-Жомарт Токаев как опытный дипломат продолжит эту политику», – полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

К тому же российско-казахстанские отношения по-прежнему во многом «завязаны» на фигуру первого президента, оставившего за собой пост председателя Совета безопасности Казахстана.

«Никаких не то что существенных, но даже заметных изменений в перспективе двусторонних отношений в ближайшие год-два ожидать не стоит. Пока Нурсултан Назарбаев сохраняет определяющее влияние на внешнюю политику, то же самое касается и ситуации внутри Казахстана», – уточняет директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

С ним согласен директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков:

«Не думаю, что в ближайшее время нас ждут какие-то резкие перемены в отношениях наших стран. Касым-Жомарт Токаев декларирует приверженность продолжению внешнеполитического курса Назарбаева, а тот, как известно, был в числе главных противников распада СССР и наиболее активных сторонников интеграции на постсоветском пространстве».

Экономика позволяет

Новый президент, в отличие от металлурга и партийного работника Назарбаева, совсем не хозяйственник. Да, у него был период, когда он был премьер-министром, уточняет Станислав Притчин, глава аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН, однако прежде всего он дипломат и большую часть жизни потратил на выстраивание внешней политики и продвижение интересов Казахстана за рубежом.

В переменах вроде бы и нет критической необходимости – новый президент принимает страну хоть и ориентированной на добычу и экспорт сырья прежде всего нефти, но с достаточно стабильной экономикой, высоким уровнем ВВП на душу населения и вполне приличными темпами роста последнего (около 3%). Республика уже занимает весьма высокую позицию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка: сейчас она находится на 28 месте, улучшив свои позиции. И это свидетельствует о хороших условиях для инвесторов, созданных в республике. А согласно отчету Глобального института McKinsey-2018, Казахстан относится к числу быстроразвивающихся экономик.

Более того, в будущем ситуация обещает стать даже лучше – например, достаточно позитивно оценивается ситуация в нефтегазовом секторе, напоминает Станислав Притчин, постепенно из затянувшегося стартового состояния выходит освоение месторождения Кашаган, одного из крупнейших в мире шельфовых месторождений нефти за последние 30 лет. Тем более что страна развивает и другие отрасли: так, Казахстан активно производит и экспортирует зерновые культуры, наращивает мощности в машиностроении.

«В ближайшие несколько лет, пока не сформируется, возможно, новое видение и новый тренд для самого лидера, мы не можем ожидать серьезных изменений во внутриэкономической политике», – считает Станислав Притчин.

Придется меняться

В экономике республики, безусловно, есть проблемные точки. Например, сложности с банками и финансовой системой, уточняет Станислав Притчин. Именно банковская сфера требует очень внимательного подхода со стороны властей, здесь необходимо серьезно проводить работу.

Но главной задачей, конечно же, остается диверсификация экономики, в которой по-прежнему серьезно доминирует экспортная сырьевая составляющая, прежде всего экспорт нефти и газа. Конечно, это объясняется огромным ресурсным потенциалом республики – в том числе по редкоземельным металлам, а также урану. Тем не менее именно на диверсификацию экономики была направлена политика Нурсултана Назарбаева; этими реформами предстоит заниматься и новому президенту.

«Основным фактором риска для Казахстана, как, впрочем, и для России, остаётся высокая доля сырьевого экспорта и зависимость от мировых цен на сырье», – напоминает Ярослав Кабаков.

Экспорт Казахстана, и не только в Россию, по-прежнему носит преимущественно сырьевой характер – это нефть и нефтепродукты, металлы, что составляет более 68% всего экспорта, согласен Игорь Хмелев, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова.

К тому же страна по-прежнему довольно серьезно зависит от импорта – даже в большей степени, чем Россия. Так, в структуре импорта из России в Казахстан более 25% занимают машины, оборудование и транспортные средства, то есть товары с высокой добавленной стоимостью.

«Поэтому необходимо решать задачу диверсификации казахской экономики, восстанавливать и развивать производство машин, оборудования, сельскохозяйственной техники», – отмечает Игорь Хмелев.

И, конечно, крайне актуальна задача привлечения иностранных инвестиций в республику, которая также ставилась ее первым президентом. Еще в 2015 году был анонсирован план структурных реформ «100 шагов», в том числе предусматривавший формирование эффективного госаппарата и содействие индустриализации и экономическому росту. В числе уже реализованных шагов – запуск Международного финансового центра «Астана», облегчающего доступ на рынок иностранным инвесторам, ради работы которого пришлось даже вносить изменения в Конституцию республики.

Тем не менее пока основная доля инвестиций идет в добычу нефти, и в краткосрочном плане это вполне оправданно, но в долгосрочной перспективе нефтяная зависимость может обернуться для «великой степи» «великими проблемами», резюмирует Игорь Хмелев.

Автор: Ольга Блинова


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru