Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Популярно
0:53, 25 июля 2019

Экипаж «Лошарика» не допустил «глобальной катастрофы»


 

Экипаж «Лошарика» не допустил «глобальной катастрофы»

Так и рубанул на похоронах помощник командующего ВМФ Сергей Павлов: погибший экипаж станции АС-12 предотвратил «глобальную катастрофу». Ещё и добавил: планетарного масштаба. А нас продолжают убеждать, что 14 офицеров погибли при пожаре. Но пожар на атомоходе, даже самый серьёзный, никак не глобальная катастрофа. А Павлов явно подбирал выражения – не та у него должность, чтобы словами разбрасываться.

В августе министру обороны Сергею Шойгу предстоит отчитаться касательно испытаний «Посейдона» – подводного беспилотника, главная задача которого – быстрая и незаметная доставка ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника. Оборонное ведомство то и дело докладывало наверх, что с испытаниями всё на мази и они подходят к концу. Однако есть версия, что дела не столь хороши. О завершении испытаний, кажется, больше никто не спешит рапортовать. Что-то пошло не так? Может ли это быть связано с гибелью экипажа «Лошарика»?

Пожар из-за литиевого аккумулятора?

Официальная версия Минобороны: на «Лошарике» произошёл пожар. Аппарат находился «на полигоне боевой подготовки», экипаж проводил «измерения рельефов дна». Тем временем в аккумуляторном отсеке случилось возгорание, причина которого устанавливается, подводники отравились продуктами горения и погибли, «ценой своих жизней ликвидировав очаг возгорания». «Решительными действиями экипажа пожар был потушен», – рапортовал президенту министр обороны Сергей Шойгу, дав тем самым высочайшую оценку мужеству военных моряков. «Ядерная энергетическая установка не пострадала», а то, что сгорело, «отремонтируют в кратчайшие сроки». Расследованием инцидента занимается оперативно-следственная группа в составе сотрудников из департамента военной контр­разведки ФСБ и Главного военного следственного управления СКР. А экипаж – и в этом нет ни малейших сомнений – действовал поистине геройски, «не допустив глобальной катастрофы» – эти слова прозвучали на церемонии прощания с погибшими. «У людей обгорело 30–40% тела, – поясняет военный эксперт Виктор Баранец. – Но они продолжали спасать аппарат и коллег». Это и есть подвиг в мирное время! Спасение гражданского специалиста, находившегося в научно-исследовательском глубоководном аппарате, как отмечает «Красная звезда», стало возможным благодаря самоотверженным и грамотным действиям капитана 2-го ранга Дмитрия Соловьёва, осуществившего его вывод из аварийного отсека. После этого кавторанг Соловь­ёв задраил люк и продолжил бороться с огнём. Указом президента России о посмертных званиях и наградах четверым погибшим присвоено звание Героя Российской Федерации, а десятерых офицеров удостоили ордена Мужества (посмертно).

И хотя нет причин сомневаться в версии, изложенной Минобороны, неправильным было бы не остановиться и на других версиях, которые военные эксперты также считают правдоподобными. РБК и «Фонтанка» одновременно опубликовали материалы, авторы которых настаивают, что причиной ЧП мог стать взрыв литиевой батареи. Это самые современные источники энергии, сегодня они применяются повсюду, даже в мобильных телефонах. Так вот, в аккумуляторной батарее якобы мог произойти «тепловой разгон», повлёкший самовозгорание и взрыв во время стыковки с лодкой-носителем. Причём авторы новости уточняют: к пожару привела «серия взрывов», спровоцированная «тепловым разгоном». Версия вызывает вопросы, так случился всё-таки взрыв (или даже серия взрывов) или нет? Сообщают, что батарея на «Лошарике» была новая, её установили всего три года назад. Если взрыв и правда имел место, тогда, пожалуй, понятно, почему подводники не смогли воспользоваться портативными дыхательными аппаратами и изолирующими противогазами ИП-6. При пожаре у них было бы время надеть средства защиты. При взрыве – времени не было. В общем-то, всем известно, что литиевые батареи мобильных телефонов время от времени взрываются и эти взрывы становятся причинами возгораний и ожогов. Так почему аналогичный инцидент не мог произойти на подводном аппарате? Наверное, мог бы.

По версии, изложенной «Фонтанкой», «ударная волна была такой силы, что её почувствовали на лодке-носителе. Аппарат в момент взрыва находился в процессе стыковки с нею». Выжившие задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались на БС-136 «Оренбург». Опасаясь дальнейших взрывов и распространения огня, экипаж затопил аппарат. По этой причине по прибытии на базу в Североморск батискаф был пол­ностью заполнен водой.

«Бесчеловечные» «Посейдоны»

Эксперты, впрочем, продолжают озвучивать и другие версии, причём высокий статус экспертов – того же Виктора Баранца – не позволяет их версии проигнорировать. «Возможно, в Баренцевом море проходили испытания каких-то сверхсекретных систем, – предположил Баранец. – Я имею в виду «Посейдон». Не исключаю, что он оказался на дне морском и его надо было искать». Что же, по-военному лаконично и в цель, но при этом ничего лишнего не сказано. «Лошарика» (АС-12), как утверждают открытые источники, забирал «Оренбург» (БС-136). Но, может быть, те, кто упоминал о некоей незаглушённой ядерной установке на дне морском, имели в виду не эти два атомохода, а некую суперторпеду, которая могла остаться под водой? Или подводный беспилотный аппарат на ядерной тяге, тот же «Посейдон»? Такая версия объясняет многое: и уникальный состав команды на «Лошарике», и уровень секретности, и местоположение событий, и отсрочку в испытаниях «Посейдона». Мы постараемся разобраться в этой версии более детально. Ведь если это окажутся не случайные совпадения, то одновременная задержка важного проекта, а также катастрофа с гибелью людей и повреждением секретного подводного корабля АС-12 тянет на грандиозный скандал.

«Посейдон», он же «Статус-6», он же «Каньон», отличается не только фактически неограниченным ходовым запасом и крейсерской скоростью 185 километров в час (средний подводный атомоход даёт 30 узлов – 55 километров в час), но и способностью нести сверхмощную ядерную боеголовку – до 100 мегатонн. А говорят, что и больше. Представляете себе, что это такое, 100 мегатонн? Мощность водородной «царь-бомбы» (она же «кузькина мать»), детища академика Сахарова, повергшего мир в шок и трепет в 1961 году, составляла 50 мегатонн. И хотя дотащить её до Америки было фактически невозможно, одних только испытаний на Новой Земле хватило с лихвой, чтобы обеспечить нам ядерный паритет с США. А «Посейдон» без особых проблем доплывёт до Америки своим ходом и при этом останется незамеченным. Понятно теперь, отчего сразу после аварии поднялась паника в Вашингтоне? Впрочем, есть ещё один нюанс, объясняющий завесу секретности, если речь, конечно, идёт именно об «утонувшем» «Посейдоне». «Статус-6» – это так называемый проект Судного дня. Использовано это оружие будет лишь в случае ядерного нападения на нашу страну. Не стоит думать, что такое нападение вовсе исключено, в Вашингтоне нынче популярна идея «ограниченного ядерного удара» посредством «тактического ядерного оружия». Мол, небольшой прицельный удар не приведёт к необратимым последствиям и уж тем паче к большой ядерной войне. Но это не так: в случае если американцы всё же рискнут воплотить свои планы в жизнь, к их берегам на километровой глубине подплывут «Посейдоны» и, рванув, вызовут гигантские цунами, которые попросту смоют в океан прибрежные районы, унося десятки миллионов человеческих жизней. В своё время Никита Сергеевич свернул разработку и производство сахаровских торпед Т-15. Недавно ушедший из жизни референт Хрущёва Валентин Фалин вспоминал: «Сахаров предлагал создать 100-мегатонные бомбы, разместить их вдоль Западного и Восточного побережья США в океане. И если американцы затеют войну, взорвать их. Поднимется волна 40–60 метров высотой и смоет Соединённые Штаты. Ему возражали академики Капица и Тамм, мол, это же бесчеловечно! Подумай, что скажут о нас за границей! И Хрущёв поддержал Тамма с Капицей». А вдвое более мощные «Посейдоны» уже на финальной стадии разработки – безотносительно последних печальных событий. Так вот, к секретности могли прибегнуть, чтобы не будоражить общественное мнение, особенно за рубежом. И, по всей видимости, вопрос успешно решён – даже на Западе прекратили разгонять новости о трагедии в Баренцевом море, не говоря уже о России.

Политолог Станислав Белковский пояснил, что консультации по обеспечению тишины вокруг катастрофы помогали организовывать профессиональные медиаменеджеры.

Арья ПААНАНЕН, корреспондент финского издания Ilta-Sanomat:

– Журналистов некоторых иностранных изданий пригласили на похороны официально, на церемонии были и российские журналисты, но, судя по всему, без приглашения – они растворились в толпе приглашённых. Пишут, что хоронили в закрытых гробах, это не так. Лица покойных скорее напоминали маски, потому что на них было много пудры и тонального крема. На подбородках некоторых офицеров были заметны швы. «Что с лицами покойных?» – поинтересовались мы у моряков в униформе, стоявших у гроба. «Пожар и вода», – ответили нам. Я слышала, как Павлов сказал о катастрофе планетарного масштаба, и потому решила уточнить у эксперта, что он мог иметь в виду. Военный профессор Университета национальной обороны Финляндии Петтери Лалу считает, что это могла быть просто риторика. Согласно одной из догадок российской прессы экипаж судна занимался поиском торпеды «Посейдон», утраченной ранее на испытаниях. «Посейдон» называют на Западе «торпедой апокалипсиса». «Спасение «Посейдона», – считает профессор Лалу, – одна из версий, на мой взгляд, не самая вероятная. Возможно, в этой трагедии участвовало какое-то другое судно, но доказательств этому нет».

P.S. Мы продолжим отслеживать версию с «Посейдоном», так как доводы обнародавовших её военных экспертов кажутся нам убедительными. Мы направили соответствующий запрос в Минобороны, но сотрудники военного ведомства предпочли оставить его без ответа.

источник


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru