В начале тридцатых годов британский конструктор венгерского происхождения Николас (Миклош) Штраусслер предложил новый проект бронеавтомобиля, построенного на шасси высокой проходимости. Опытная машина модели AC-1 была испытана, после чего ее модернизировали и вернули на полигон. После второго этапа испытаний и очередных рекламаций от военных Н. Штраусслер и его коллеги занялись проектированием нового броневика AC-2.
От первого ко второму
Испытания броневика AC-1 закончились преждевременно из-за поломки двигателя. Ремонтировать машину не стали. Вместо этого Н. Штраусслер с коллегами по его компании Straussler Mechanization Ltd занялись разработкой нового образца техники, лишенного недостатков предшественника. Переработка существующего броневика заняла несколько месяцев.
Опытный AC-1 (слева) и первый прототип AC-2 (справа). Фото Magyartank.gportal.hu
Первый броневик носил простое название — AC-1 (Armored Car №1 – «Бронированный автомобиль №1»). Следующая машина получила индекс AC-2. Во избежание путаницы с некоторыми другими образцами этот бронеавтомобиль могут называть с указанием главного конструктора – Straussler AC-2. В рамках этого проекта были построены два опытных броневика, но они не имели собственных обозначений.
В конструкции AC-2 планировалось использовать некоторые идеи, заимствованные у AC-1. Конструкторы применили двухосное полноприводное шасси с задним расположением мотора и передним постом управления. Поверх шасси разместили бронекорпус сложной формы, сочетавшей малые габариты и большой объем. Имели место серьезные нововведения. Силовая установка и трансмиссия дорабатывались с учетом испытаний AC-1, а на крыше корпуса появилась башня с вооружением.
К середине 1935 года Н. Штраусслер и его коллеги завершили проектирование, а также построили опытный образец новой боевой машины. Конструкторы опять столкнулись с проблемами производственного характера, из-за чего проект «вышел на международный уровень». Проектную документацию подготовили в Великобритании на фирме Straussler Mechanization Ltd. Шасси для первого AC-2 построили в Венгрии на предприятии Weiss Manfréd Acél- és Fémművek. Позже там собрали шасси и для второго прототипа. Готовые шасси перевозились в Великобританию и передавались компании Alvis Car. Она отвечала за изготовление и установку корпусов, причем в этом деле ей помогала фирма Vickers Armstrong. Первый опытный AC-2 получил корпус из конструкционной стали, второй – из брони.
Конструкция
В новом проекте использовалось полноприводное шасси, похожее на существующее. Шасси строилось на основе рамы и сохраняло заднемоторную компоновку. Машину оснастили 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью порядка 100 л.с. Трансмиссия включала механическую коробку передач марки Ford, распределительную коробку и два карданных вала с межколесными редукторами. Как и в предыдущем проекте, имелась возможность выбора ведущей оси: передней, задней или обеих.
Второй опытный AC-2. Видны ходы подвески. Фото Maximietteita.blogspot.com
Броневик оснащался двумя мостами с зависимой подвеской. Использовались листовые рессоры поперечного расположения, подвешенные под полуосями. Это давало требуемые характеристики, но сокращало клиренс. Кроме того, рессоры находились за пределами фронтальной проекции бронекорпуса и оставались без защитой.
Вновь применили однообъемный броневой корпус необычного вида. Защита машины состояла из листов толщиной не более 8-10 мм. Для упрощения производства проект AC-2 предусматривал отказ от крупноразмерных изогнутых листов в пользу менее крупных детали нужных форм. Броня приклепывалась к каркасу. Корпус в сборе мог подниматься или сниматься с шасси – для обслуживания агрегатов.
Корпус для AC-2 имел характерную форму. Его лобовая часть образовывалась выгнутыми бортами и верхними листами, которые сходились о образовывали «клюв». Верхние листы лба имели крупные проемы для установки остекления. Над местом водителя образовывалось некое подобие двускатной крыши.
Борта машины имели более простую форму. У лба корпуса они расходились и увеличивали высоту. Длинный центральный участок борта имел прямоугольную форму и незначительно изгибался наружу. В корме борта соединялись с вертикальным пятиугольным листом. На бортах закреплялись крылья колес.
Проекции второго прототипа. Рисунок Drawingdatabase.com
AC-2 имел «двускатную» крышу. В ее центре имелось выступающее кольцо для установки башни. Башню собрали из цилиндрической стенки и наклонного лобового листа. Сверху башню прикрыли двускатной крышей с крупным двустворчатым люком. В лобовом листе башни имелась амбразура для установки пулемета.
Броневик должен был нести всего один пулемет. Амбразура делалась под оружие с водяным охлаждением ствола. Опытные образцы получали пулемет «Виккерс», состоявший на вооружении британской армии. Поворот башни обеспечивал грубую наводку по горизонтали, а амбразура позволяла наводить оружие в двух плоскостях.
Броневой корпус имел ряд проемов и люков. Значительная часть лобовых листов отсутствовала, образуя смотровые люки для водителя. По бокам от водителя в бортах поместил смотровые лючки с подвижными крышками. Корпус оснастили дверью на правом борту. В кормовой части крыши и бортов расположили несколько лючков для доступа к двигателю.
Второй AC-2, вид спереди. Фото Thehonvedhungarianarmedforces.blogspot.com
Экипаж броневика включал всего двух человек. В носовой части находился водитель, а в центре под башней – стрелок-командир. Экипаж располагал набором смотровых щелей и люков, у командира также был прицел. Какие-либо средства внутренней или внешней связи не использовались.
Новый бронеавтомобиль, при всех изменениях, по габаритам почти не отличался от предыдущего. Длина AC-2 находилась в пределах 4,5 м, ширина –2,5 м. Установка башни должна была увеличить высоту броневика, которая могла превысить 2,5 м. Боевая масса находилась в пределах 3,5-4 т. Двигатель достаточной мощности обеспечивал разгон до 50-60 км/ч и позволял работать на бездорожье.
Испытания и их результаты
Не позднее осени 1935 года первый опытный AC-2 вышел на один из британских полигонов. Тесты велись под надзором управления Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE). Первый прототип испытывался в упрощенном виде. Он не имел брони и башни.
Достаточно быстро установили, что применение нового мотора оправдало себя. Улучшенная силовая установка и подвеска хорошо показали себя на всех трассах, а также продемонстрировали превосходство над AC-1.
Обновленный корпус оставил неоднозначное впечатление. Новый корпус имел достаточные характеристики защиты, был проще в производстве и т.д. С другой стороны, конструкторы перестарались с улучшением обзора. Крупные лобовые люки портили живучесть в боевой обстановке.
Броневик на испытаниях, пулемет отсутствует. Фото Thehonvedhungarianarmedforces.blogspot.com
Бронеавтомобиль Straussler AC-2 превзошел предшественника, но все еще нуждался в. Н. Штраусслер вернулся к проектированию, и вскоре подготовил вариант модернизации этой машины. Доработки затрагивали в основном корпус. Шасси в модернизации не нуждалось.
В 1936 году силами международной кооперации собрали второй прототип AC-2, существенно отличавшийся от первого. Он получил корпус из брони и башню штатного типа с пулеметом (либо с его макетом). Со лба корпуса убрали крупные люки. На их месте поместили меньшую нишу с остеклением.
В том же году состоялись новые испытания. Второй прототип сохранил высокие показатели подвижности и проходимости. При этом он нес броню и оружие и соответствовал пожеланиям армии. Таким образом, Николас Штраусслер с товарищами смог создать весьма удачный для своего времени броневик легкого класса.
В поисках заказчика
Специалисты MWEE оставили хороший отзыв, но дальше дело не пошло. В то время целый ряд британских компаний занимался созданием перспективных броневиков. В таких условиях машина Straussler AC-2 оказывалась всего лишь очередным образцом, представленным на испытания. Производители работали в условиях жесткой конкуренции, а армия могла выбирать наилучшие образцы.
Венгерский броневик 39M Csaba. Фото Wikimedia Commons
Броневик AC-2 справился с испытаниями, но не имел существенных преимуществ перед другой техникой. Из-за этого у него были минимальные шансы заинтересовать армию и поступить на вооружение. Действительно, военные не стали заказывать броневик Штраусслера, предпочтя ему иные образцы.
Впрочем, на этом история проекта не закончилась. Во-первых, компания Straussler Mechanization Ltd занялась дальнейшим развитием броневика AC-2 с учетом актуальных взглядов военных. Эти работы привели к появлению бронемашины AC-3. Параллельно с созданием третьего броневика Н. Штраусслер предпринял попытку продать AC-2 какой-либо зарубежной армии.
Броневик предложили сразу нескольким странам, и некоторые проявили интерес. Больше всех проектом AC-2 заинтересовалась Венгрия. Официальный Будапешт уже отказался от соблюдения условий Трианонского договора и начал формировать бронетанковые войска. Заказав венгерско-британские машины, Будапешт мог бы быстрее укомплектовать армию. В 1937-38 годах проект броневика AC-2 получил самое серьезное развитие.
Второй опытный образец доставили в Венгрию для испытаний. Венгерские военные остались не вполне довольными предложенной машиной. Также они внесли несколько предложений относительно шасси, бронекорпуса, вооружения, экипажа и т.д. Желая получить контракт, Н. Штраусслер занялся доработкой проекта. Вскоре ему пришлось уехать в Великобританию, и проектирование новой версии броневика завершали венгерские специалисты. Результатом всех этих работ стал запуск серийного производства бронеавтомобиля 39M Csaba.
Что касается основного проекта Straussler AC-2, то он был остановлен в пользу следующей разработки. В конце тридцатых годов Николас Штраусслер занимался созданием нового броневика – AC-3. Любопытно, что этот образец почти с самого начала разрабатывался по заказу иностранной армии. Благодаря этому машина смогла попасть в серию и поступить на вооружение, но это уже другая история.
Автор:
Рябов Кирилл