Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления
Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления
Популярно
11:47, 19 февраля 2019

Ближний Восток: Многострадальная земля древних святынь


  • Ближний Восток: Многострадальная земля древних святынь

Фото: Grindi / Shutterstock.com

Интервью представителя православной общины Сирии Элии Атыйе телеканалу «Царьград»

Автор:
Тюренков Михаил

В феврале 2019 года Россию посетил один из ключевых представителей и лидеров православного сообщества Сирийской Арабской Республики Элия Атыйе, также занимающий должность почётного консула Бельгийского Королевства в Сирии. Господин Атыйе побывал в гостях у телеканала «Царьград». В беседе с ним были затронуты наиболее острые и актуальные вопросы положения сирийских православных христиан и наших общих святынь, находящихся на древней земле Сирии, а также непростая ситуация, складывающаяся в Православном мире.

Великие святыни Православной Сирии

Царьград: История сирийского православного христианства, древнего Антиохийского Патриархата — это история великих святых и святынь. Русские православные люди знают и почитают преподобных Ефрема Сирина и Исаака Сирина, многим известно, что великий учитель и нашей Церкви, святитель Иоанн Златоуст, также родом из сирийских земель. Но каково сегодняшнее положение православной общины Сирийской Арабской Республики? Как много святынь удалось сохранить в ходе этой страшной войны, а главное, каково сегодняшнее положение самой православной общины, состоящей из сотен тысяч сирийцев?

Элия Атыйе: Количество православных христиан в результате войны сократилось не очень сильно. Более того, число православных в процентном отношении даже увеличилось, потому что из Сирии бежало немало христиан других конфессий. И именно поэтому не только не ослабли позиции Антиохийской Православной Церкви в последние годы, но, напротив, в количественном отношении она стала больше.

Что же касается древних христианских святынь нашей земли, то большее их количество находятся в ведении именно Антиохийского Патриархата. Перечислю наиболее почитаемые среди них. В первую очередь это, конечно же, монастырь апостола Павла в селении Каукаб — в том самом месте, где произошло явление Господа будущему апостолу, а на тот момент ещё гонителю христиан Савлу на его знаменитом пути в Дамаск.

Вторая святыня — это монастырь в городе Сайедная к северу от Дамаска, знаменитая Сайданайская женская обитель в честь Рождества Божией Матери. Место, где Пресвятая Богородица явилась византийскому императору Юстиниану и указала ему на этом месте устроить монастырь. Обитель пострадала в ходе войны, её неоднократно обстреливали, но и сам монастырь, и его святыни удалось сберечь.

Ещё один известнейший монастырь, связанный с житием святой равноапостольной первомученицы Фёклы, — это Маалюля. К сожалению, Маалюльская обитель практически полностью была разрушена и сожжена игиловцами. Более того, были похищены монахини, насельницы этого монастыря. Они пробыли несколько месяцев в плену, но, слава Богу, остались живы. А ещё до того, как игиловцы зашли в монастырь, его архивы и книги удалось спасти, перенеся в Дамаск.

Также есть знаменитый православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца в Долине Нассара (Долине христиан). Это очень древний монастырь, святое место для христиан, причём для всех христиан, не только православного вероисповедания. Сегодняшний Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X долгое время был настоятелем этой обители.

В самом Дамаске есть храм Святой Девы Марии, Мариинский кафедральный собор Антиохийского Патриархата, место, куда стекаются для поклонения не только христиане, но и мусульмане. Это место честной главы Иоанна Крестителя, которая хранилась внутри церкви во имя этого величайшего святого. Однако после исламского завоевания города она была преобразована в мечеть. В XIX веке эта святыня сильно пострадала и была восстановлена благодаря помощи Российской империи.

И только одно святое для христиан всех конфессий место сегодня находится в юрисдикции Ватикана. Это дом святого апостола от семидесяти Анании, человека, который исцелил Савла от посланной ему Богом для вразумления слепоты и крестил его с именем Павел. Всё это — самые важные святыни, которые есть у нас в Сирии.

Вообще, Сирия — это фактически начало христианства. И здесь очень важно отметить, что на Западе не отдают себе в этом отчёт. Да и вообще элементарно не знают о том, что Христос не говорил на древнееврейском языке или иврите. Он говорил на древнеарамейском языке, том самом, который сегодня мы часто называем древнесирийским языком.

Православные христиане на Святой земле

Ц.: Отрадно, что число православных христиан в Сирии не уменьшилось. Но известно, что за годы израильской оккупации Палестины число православных арабов на Святой земле уменьшилось в буквальном смысле на порядок, в 10 раз. Поддерживают ли православные сирийцы отношения с православными палестинцами? Есть ли поддержка, взаимопомощь, солидарность?

Э.А.: Конечно, между нами есть общение и сотрудничество, однако не по православной линии. Это связано с тем, что Иерусалимский престол независим от Антиохийского, и между нашими Патриархатами существуют разногласия. И в то же время существуют прочные отношения между православными христианами Сирии и Иордании, где тоже есть большая православная община, относящаяся к Иерусалимскому Патриархату. К слову, в лоне Иерусалимской Церкви есть архиерей палестинско-арабского происхождения.

Ц.: Владыка Феодосий (Аталла Ханна), архиепископ Севастийский. Не так давно мы брали у него большое интервью.

Э.А.: Да. Но он — исключение, Греция оказывает серьёзное давление, чтобы сохранить контроль над Иерусалимским престолом за собой. Греческое правительство влияет на избрание Иерусалимского Патриарха, который всегда является гражданином Греции (а также подданным Иордании — прим. Царьград). Вообще, на Иерусалимскую Церковь влияют четыре государства: Греция, Израиль, Иордания и Палестина. Все эти страны обязательно должны признать избрание Патриарха.

Это как раз и стало одной из причин, почему в Иерусалимском Патриархате за последние десятилетия резко сократилось количество православных арабов. К сожалению, иерархи Иерусалимского Патриархата, имея греческое происхождение и гражданство, за прошедшие годы проявляли мало заботы о православных палестинской общины.

Ц.: Получается, Палестина имеет рычаги влияния, но слишком слаба, чтобы отстаивать интересы православных арабов?

Э.А.: Палестинская национальная администрация очень слабая, она практически ничего не может сделать. А в Израиле сейчас принимается закон, что Иерусалимская Церковь больше не имеет права передавать свои территории (а вокруг Иерусалима их довольно много) в аренду на 49 или 99 лет, но только продавать без права возвращения. И это тоже приводит к оттоку православных со Святой земли.

Ц.: В итоге многие православные арабы переходят в римо-католицизм?

Э.А.: Большинство предпочитает просто уезжать, эмигрировать. Действительно, в последнее время складывается такой алгоритм: восточные христиане или должны уехать, или стать западниками (западными христианами — прим. Царьград). Вообще, поведение западных конфессий очень агрессивное. Совсем недавно в Объединённые Арабские Эмираты, в Абу-Даби, приезжал папа римский Франциск, а два года назад он посещал Египет.

Всё это — исконные места восточных христиан, но лично я уверен, что он поехал туда отнюдь не для того, чтобы укрепить христианство, но для того, чтобы показать, что именно он будет решать с мусульманами вопрос положения христиан в этих странах. И в этом смысле показал себя как политик, как глава всех христиан. Что, безусловно, является вызовом.

Ц.: В первую очередь вызовом Православию?

Э.А.: Среди многих представителей западного христианства распространена идея, что если восточные христиане покинут Иерусалим, Святая земля как христианская колыбель прекратит своё существование, и тогда Рим, Ватикан станет новым центром христианского мира. При внимательном рассмотрении ситуации мы видим обострение противостояния, я бы даже сказал, войны между западной Римско-католической церковью и восточной Православной. Борьбы, сильно обострившейся именно в последнее время.

Такого не было даже тысячу лет тому назад. Фактически мы, православные сирийцы, в первую очередь ощущаем это на себе. Когда будучи нуждающимися в большой материальной гуманитарной помощи, мы видим, как на Западе представители Римско-католической Церкви с готовностью предоставляют большие суммы денег, но с условием, чтобы только это было передано не православной общине. Когда речь заходит о Православии, помощь прекращается и вообще не выделяется.

Шаткое единство Православного мира

Ц.: Очень похожая ситуация и с нашей Русской Церковью на Украине, где раскольники и униаты единым фронтом выступили против канонического Православия. При этом Антиохийская Православная Церковь в лице Патриарха Иоанна X поддержала Русскую Церковь в ситуации вторжения впавшего в раскол Константинопольского патриархата (Фанара) на её каноническую территорию на Украине. Следите ли Вы за этой ситуацией и можете ли высказать о ней своё личное мнение?

Э.А.: Думаю, в современном Православии, которое состоит из 15 автокефальных Православных Церквей, существует лишь несколько Церквей, которые поддерживают между собой нормальные межправославные отношения. Потому что Православие — это не только религия, это ещё и Родина, политика, гражданство. Любой православный чувствует свою принадлежность к той стране, где он родился и вырос.

Есть православные в России, в Сирии и Сербии. И у всех них есть проблемы с Западом. То, что происходит на Украине, может произойти в любом другом месте. Попытки отделить Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата являются не религиозным, не каноническим и не догматическим вопросом. Это чисто политическое решение. Прежде всего надо иметь в виду, что у Стамбульского патриарха практически нет паствы на территории того же Стамбула, его самая основная паства — это граждане США, и он сделает всё, чтобы их ублажить.

Надо сказать, что и Римско-католическая, и Православная Церковь как два крупных мировых института находятся в глубоком кризисе. Влияние религиозных институтов на политические процессы сильно ослабело, на этом фоне видится сильное возвышение протестантских групп, которые, к примеру, напрямую повлияли на избрание бразильского президента.

Если завтра на российских выборах Патриарх Кирилл скажет: избирайте такого-то человека, весь мир поднимется против вмешательства церковных институтов в государственные дела.

То, что происходит сейчас, можно назвать попыткой ослабления христианства во всём мире. А то, что делает Римский Папа, — это обслуживание американских интересов. Не стоит забывать, что он — иезуит, а иезуитская теология предполагает теологию революций. И то, что происходило в Сирии, и то, что сейчас происходит в Венесуэле, где так называемый «новый президент» тоже из иезуитов, — это звенья одной цепи.

Ц.: Но вернёмся в Сирию. Святейший Патриарх Кирилл был одним из первых, кто в буквальном смысле «ударил в набат» в защиту христиан Ближнего Востока, в значительной степени повлияв на решение российских властей активно вмешаться в ближневосточный конфликт. Чувствуется ли сегодня поддержка православных христиан Сирии с нашей стороны?

Э.А.: Работа российского государства в Сирии очень осторожная. Потому что оно не может оказывать помощь только православным христианам Сирии. И даже взаимодействие Русской Православной Церкви с Антиохийским Патриархатом происходит таким образом, чтобы ни у кого не сложилось впечатления, что они хотят помочь только местным православным. С тем, чтобы не поднимать обвинения против России, что она ведёт крестовый поход против Сирии.

На сегодняшний день положение христианского населения остаётся очень сложным. Необходимо оказывать содействие христианам в экономическом плане. Но эту проблему не может решить ни Русская Православная Церковь, ни Антиохийская Православная Церковь. Мы надеемся завязать рабочие контакты православных предпринимателей в России и Сирии и вместе с ними найти выход из ситуации, чтобы Сирия не была опустошена от православных. Ведь тот же Запад, который постоянно говорит о готовности помогать в гуманитарном плане, делает всё возможное, чтобы перекрыть пути помощи.

Что же касается отношений между Антиохийской Церковью и Русской Церковью, эти отношения в первую очередь молитвенные. Ни Антиохийская, ни Русская Церкви не являются экономическими субъектами. Но эта поддержка чувствуется.

Ц.: Уважаемый господин Атыйе, позвольте поблагодарить Вас за эту подробную беседу и пожелать, чтобы в Сирии наступил долгожданный мир. И чтобы мы, русские православные христиане, ваши единоверные братья, смогли чаще посещать вашу святую землю, поклоняться вашим сирийским святыням, которые также и наши святыни. Спаси Вас Христос!


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru