Фото: www.globallookpress.com
За что хотят засудить популярного видеоблогера и почему нельзя дать это сделать
Автор:
Холмогоров Егор
Редко на нашем культурном фронте можно видеть такое единодушие, как в дружной поддержке известными общественными фигурами блогера Евгения Баженова (BadComedian), против которого подала в суд кинокомпания «Kinodanz», обвинившая автора знаменитых кинообзоров в нарушении своих авторских прав, выразившемся в превышении допустимых объёмов цитирования.
За Бэдкомедиана вступились и Фёдор Бондарчук, и рэпер Баста, и Юрий Дудь, и знаменитый кинорежиссер Владимир Бортко, и депутат-консерватор Виталий Милонов, подчеркнувший, что «благодаря своему интеллекту, чувству юмора, знанию фактуры» Баженов «сыскал народную любовь и уважение» и призвавший Минкульт защитить звезду ютуба. Больше всех поразил режиссер Сарик Андреасян, фильмы которого неоднократно становились предметом едких насмешек Бэдкомедиана: «Я бы призвал всех в шоу-индустрии учиться самоиронии. Давайте оставим парня в покое и будем снимать хорошие фильмы, чтобы у него не было шансов», – сказал режиссер в специально записанном им видеообращении.
Наконец, высказалось и само Министерство культуры, поддержкой которого запугивали Баженова представители «Kinodanz». «Хочу подчеркнуть, – заявила директор департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова, – мы категорически против, чтобы нашим ведомством кого-либо запугивали. Министерство культуры как раз выступает за то, чтобы обзоров кино, которое выходит в прокат в России, было больше». Любимова отметила, что, на её взгляд, в нашей стране не хватает хорошей и конструктивной кинокритики. Более того, она убеждена, что для каждой кинокомпании «важен именно зрительский суд».
Улучшит ли столь массовая поддержка позиции Баженова в суде – вскоре станет понятно. Но уже можно отметить, что в нашем обществе не так уж много объединяющих абсолютно всех вещей и ценностей – и одна из них, как видим, это BadComedian. Любовь к задорному юмору Евгения Баженова объединяет всех, включая даже многие объекты его критики, и кинохалтурщики из «Kinodanz» (Баженов назвал их «Кинофейл) оказались абсолютными маргиналами даже в среде российских кинодельцов.
Это совершенно не значит, что Баженов всегда и во всём прав – по своей неосоветской и антиправославной идеологии или по вкусовым оценкам. Его нападки на некоторые фильмы искромётны и точны (я бы особенно выделил разгром им «Викинга», в чём мы полностью солидарны), в других случаях согласиться нельзя. Например, когда кинокритик с ютуба объявил фильм «Движение вверх» ни больше ни меньше как плагиатом американского фильма «Чудо на льду» – это была откровенная неправда.
Фильмы похожи не более, чем могут быть вообще похожи фильмы о двух знаменитых спортивных матчах СССР против США времен холодной войны. Рядом с топорным, одномерным, прямолинейным как кишка, практически некинематографичным «Чудом», наше «Движение» – это просто фейерверк смешных сцен, запоминающихся коллизий, ярких героев и конфликтов.
Но и тогда, когда Баженов прав, и тогда, когда он неправ и перегибает палку (а бывают ещё случаи, когда он более снисходителен к фильму, чем нужно, как вышло с разбором «Т-34»), он в любом случае делает яркое запоминающееся зрелище, которое идёт на пользу нашему кино.
При этом, вопреки утверждениям нападающих на него кинодельцов, BadComedian никак не может повлиять на кассу и репутацию фильма у зрителей, так как к моменту выхода его обзора вся касса фильмом давно уже собрана. Именно опасаясь обвинений в нарушении авторских прав, Баженов всегда ждёт выхода официального цифрового релиза фильма и цитирует только его. То есть на сборы в кинотеатрах плюс или минус от Евгения повлиять никак не может.
Фильм «За гранью реальности», ставший предметом иска кинодельцов к BadComedian, вышел в марте 2018 года и в том же марте и собрал все свои 126 миллионов сборов. Последним днём, когда, по данным системы ЕАИС, фильм принес прокатчикам аж 850 рублей, было 5 апреля 2018 года. После этого ленту либо не показывали, либо на неё никто не пошел. Обзор же Баженова вышел 3 мая 2018 года, через месяц после последней купленной пары билетов. То есть даже если бы Евгений ставил своей задачей уронить сборы фильма, у него этого не получилось бы, так как они и без него были нулевыми.
О какой тогда «репутации» говорит «Kinodanz», когда мстит Баженову иском за мнимое нарушение авторских прав? Очевидно, о репутации, необходимой для получения будущего финансирования от Министерства культуры и «Фонда кино» на всевозможных «питчингах». Тот факт, что на российские государственные средства был снят «За гранью реальности» – фильм на столь патриотичную тему как ограбление иностранцами иностранного казино (в «Миллиарде» хотя бы русские банк в Монако брали), провалившийся в прокате, и в самом деле выглядит весьма позорно.
В самом деле, рассказ о том, что та или иная компания систематически берёт государственные средства (то есть наши с вами средства налогоплательщиков) и систематически спускает их в унитаз, снимая позорный треш, мог бы повлиять на будущие финансовые успехи кинотранжир и прекратить их доступ к разбазариванию госсредств.
Мог бы. Но не может. За последние годы были десятки историй с фильмами, которые были сняты на госсредства, но сочетали два столь выдающихся качества, как полный провал в прокате и абсолютную оскорбительность для национального сознания, патриотического чувства, исторической памяти. И ни разу Минкульт не признал ни одной своей ошибки. Ни разу критика никак не повлияла на решения о финансировании следующих фильмов.
Думаете, безобразная история с «Матильдой» помешает Алексею Учителю получить финансирование на заявленный им фильм о войне в Сирии (можем представить себе, что он там наснимает)? Думаете, оглушительный провал (не собрал и 50 миллионов) оскорбившего воинов-афганцев клеветнического фильма «Братство» помешает «прохиндею» (выражение Годара) Павлу Лунгину получить новое богатое приношение от ведомств и фондов на очередную русофобскую поделку? Разумеется, нет.
Иногда создается впечатление, что Минкульт и «Фонд кино» играют в рулетку. Делают крупные денежные ставки на все ячейки и подсчитывают выигрыши и проигрыши. Но вот только есть проблема – в этом киноказино на некоторых ячейках нарисовано «зеро», и они не выигрывают никогда, в силу отсутствия таланта и профессионализма. И продолжать делать ставки на них – заведомый выброс денег.
Bad Comedian и немногие другие относительно честные кинокритики (смею надеяться, что хотя бы отчасти вхожу сам в эту категорию) систематически указывают на такие ячейки с нулевым талантом, чтобы государство могло сэкономить средства и направить их на что-то более полезное. Не обязательно коммерчески выигрышное – может быть, просто более осмысленное с нравственной, творческой и патриотической точки зрения. Никто не имеет, к примеру, катастрофических претензий к «Коридору бессмертия» или «Спасти Ленинград», хотя коммерчески они не окупились – скорее, тут вопрос к зрителям. Можно, с другой стороны, спорить об осмысленности «Т-34», но победителей не судят, и даже Баженов прошелся по этому фильму довольно аккуратно.
Но никогда не окупающийся, не имеющий никакого смысла псевдокоммерческий треш мало того, что отъедает значительную часть кинобюджета страны, так ещё и начинает затыкать рот тем, кто об этом говорит, прикрываясь откровенно непрофессиональными экспертизами о «нарушении авторских прав» – это уже слишком. Копирайт в нынешнем виде вообще превратился в удавку для чего угодно, для любой критики – нельзя поместить фото «творений» художника, чтобы указать на их кощунственность, нельзя процитировать видеофрагмент, чтобы показать его нелепость – ничего нельзя. И это отдельная большая проблема, которую надо решать. Страна, которая осмелится принять пакет законов, ограничивающих безумие копирастии, откроет дорогу в будущее.
Как всякий критик Евгений Баженов может быть субъективен, пристрастен и несправедлив, но, в отличие от многих, он ещё и остроумен, точен и впечатляюще талантлив. И он выполняет для нашей киноиндустрии важнейшую задачу – санитара леса, не оставляя халтурщикам ни одного шанса выпустить трешевое кино и остаться безнаказанными. И пока он выполняет эту функцию с той же добротностью – нет, наверное, более полезного человека в российском кинематографе. Так что – «Руки прочь от BadComedian!».