Министерство обороны пока только планирует строить перспективный авианосец, но научные и проектные организации уже предлагают свои варианты такого корабля. Очередной проект авианосца представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Проект под номером 11430Э и с шифром «Ламантин» разработало Невское проектно-конструкторское бюро. Получит ли этот проект развитие – пока не ясно.
Макет «Лмантина» на МВМС-2019
Новая разработка
В ходе МВМС-2019 Невское ПКБ представило основные данные по новому проекту, а также макет корабля с авиационной группой. Авианосец «Ламантин» предлагается строить с использованием уже известных решений, дополненных новыми для нашей промышленности идеями. За счет этого будут получены широкие возможности и высокие характеристики.
Проект 11430Э предусматривает строительство корабля длиной 350 м и водоизмещением до 90 тыс. т. Полетная палуба получает носовой трамплин с двумя стартовыми позициями. Последние планируется оснастить электромагнитными катапультами. Также имеется угловая палуба со стартовыми позициями и четырьмя тросами аэрофинишера. Корабль получил одну надстройку, смещенную к правому борту. Численность экипажа корабля достигнет 2800 человек, авиагруппа – еще 800 человек. Автономность по запасам – 120 суток.
«Ламантин» должен оснащаться ядерной энергоустановкой, обеспечивающей высокие ходовые и боевые качества. Расчетная максимальная скорость – 30 узлов. Дальность плавания фактически неограниченна. За счет обслуживания и ремонта авианосец сможет оставаться в строю полвека.
Авиационная группа должна включать до 60 летательных аппаратов разных типов и классов. Трамплин и катапульты обеспечат эксплуатацию легких и тяжелых истребителей, а также самолетов ДРЛО. Часть задач будет решаться вертолетами. Корабль сможет обеспечивать работу до 10 беспилотных летательных аппаратов. Для размещения части авиагруппы предусматривается ангарная палуба достаточной площади.
Тема бортового вооружения и специальной аппаратуры пока не раскрыта. По всей видимости, «Ламантин» будет нести ракетное или артиллерийское оружие для самообороны. Кроме того, Невское ПКБ указывает на возможность использование радиоэлектронных вооружений того или иного типа.
Авианосец пр. 11430Э должен будет работать в прибрежной, морской или океанской зонах в составе корабельной группы. Он сможет решать все задачи, свойственные кораблям своего класса. На бортовую авиацию будут возлагаться задачи завоевания превосходства в воздухе, нанесения ударов по наземным и надводным целям и т.д.
По оценкам организации-разработчика, строительство корабля нового типа может занять 10-12 лет. Однако точные сроки зависят от облика, выбранного заказчиком. Кроме того, необходимо учитывать, что решение о строительстве «Ламантина» или любого другого авианосца пока не принято.
Авианосное будущее
Представленный концепт перспективного тяжелого авианосца достаточно интересен и имеет право на жизнь. Впрочем, его реальное будущее пока остается под вопросом. Прежде всего, это связано с особенностями текущих планов военного ведомства, согласно которым строительство авианосцев стартует лишь в отдаленном будущем.
Вид на корму
В середине июня СМИ со ссылкой на источники в Минобороны писали о последних работах в сфере авианосцев. К настоящему времени профильные организации министерства начали проработку тактико-технического задания на новый корабль такого класса. Готовое ТТЗ передадут Объединенной судостроительной корпорации, после чего стартуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. НИОКР по авианосцу внесены в текущую Госпрограмму вооружений.
В последнее время фигурируют разные оценки сроков появления перспективного авианосца. Согласно одним, корабль передадут флоту к 2030 г., по другим, все стадии от разработки до сдачи займут не менее 10-12 лет. Сколько времени будут продолжаться работы по реальному проекту – большой вопрос.
Перспективы нового проекта 11430Э «Ламантин», равно как и других концептов, предлагавшихся в последние годы, прямо зависят от планов ВМФ и министерства обороны. Кроме того, на них прямо повлияет разрабатываемое в настоящее время ТТЗ на будущий авианосец. До тех пор, пока Минобороны не определилось со своими желаниями и потребностями и не выработало задание, рано говорить о будущем того или иного нынешнего проекта.
Плюсы «Ламантина»
Несмотря на неясные перспективы, предложенный проект Невского ПКБ представляет определенный интерес. Используя имеющиеся наработки и учитывая зарубежный опыт, эта организация сформировала достаточно удачный облик авианесущего корабля, способного решать возлагаемые задачи.
Главным плюсом нового проекта можно считать использование ядерной энергоустановки. С ее помощью можно обеспечить высокие ходовые характеристики, а также внедрить другие важные системы. В частности, от ЯЭУ может работать электромагнитная катапульта достаточной мощности, способная обеспечить взлет более тяжелых самолетов. Соответственно, в этом контексте «Ламантин» объединит в себе лучшие качества полетной палубы с трамплином и катапультами.
Предлагается некоторое увеличение авиагруппы в сравнении с имеющимся авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». При этом возможно внедрение новых типов и классов техники, в том числе БПЛА. Правильное использование таких возможностей приведет к росту боевых качеств корабля и корабельной группы с его участием. Также следует учитывать, что к моменту ввода нового авианосца в строй могут появиться перспективные образцы палубной авиационной техники с более высокими характеристиками.
Конкурирующие разработки
Нужно напомнить, что в последние годы российские судостроители предложили несколько вариантов перспективного авианосца с теми или иными особенностями. Любой из этих проектов в будущем может стать основой для реального корабля.
Макет авианосца типа «Шторм»
Наибольшую известность получил проект 23000 «Шторм» Крыловского государственного научного центра. Он предлагает строительство корабля длиной 330 м водоизмещением до 100 тыс. т. Предусматривалось использование ядерной или обычной энергоустановки. Корпус предлагалось усилить для работы в северных широтах. Летная палуба получила четыре стартовые позиции, в т.ч. две на трамплине. У правого борта расположили две надстройки с разными функциями.
Авиагруппа «Шторма» может включать до 90 летательных аппаратов. Указывалась возможность обеспечения работы современных и перспективных палубных самолетов. Также корабли мог бы получить развитые средства самообороны в виде артиллерии и ракет. Применение ударного вооружения не предусматривалось.
Накануне МВМС-2019 Крыловский центр раскрыл данные по новому концепту авианосца. На этот раз предлагается корабль водоизмещением 40 тыс. т с газотурбинной энергоустановкой. Такой авианосец сможет нести 40 летательных аппаратов и обеспечивать их взлет при помощи электромеханических катапульт и трамплина.
Пока такой авианосец существует только в виде концепта – не готов даже аванпроект. В случае готовности последнего на все оставшиеся работы может уйти минимальное время. От заказа до спуска на воду, по подсчетам КГНЦ, должно пройти всего пять лет. Впрочем, организация-разработчик не рассчитывает на скорое получение такого заказа.
Негласное соревнование
Все предложенные в последние годы проекты авианосцев, от «Шторма» до «Ламантина», заметно отличаются друг от друга и имеют свой набор сильных и слабых сторон. Какой из этих проектов получит развитие и в будущем обеспечит перевооружение флота – большой вопрос. Ответ на него прямо зависит от планов и взглядов военных.
В настоящее время ведется разработка тактико-технического задания на будущий авианосец, и после завершения этого процесса можно будет говорить, какой из нынешних концептов наиболее полно соответствует пожеланиям военно-морского флота. Очевидно, что выработка ТТЗ завершится не завтра, и потому можно предположить, что к моменту его появления судостроители успеют предложить новые концепты перспективного авианосца. Сможет ли нынешний «Ламантин» конкурировать с другими разработками прошлого и будущего, покажет время.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Wikimedia Commons, Alternathistory.com